Ссылки 
 
Этнокультурные образовательные учреждения
МОУ «Старо-Куклюкская средняя школа»
МОУ «Больше-Шурнякская средняя школа»
Этнокультурный детский лагерь
Видеоуроки «Изучаем языки»

Концепция развития этнокультурной школы Елабуги

(скачать презентацию MS PowerPoint, 66.6Mb)

Сегодня становится очевидным, что в условиях многонационального государства важнейшим стабилизирующим фактором является национальная культура. Именно она выступает основой межнационального общения, т.к. каждый народ имеет неотъемлемое право на сохранение и развитие своей национальной культуры, с одной стороны, как основного фактора своей самобытности, с другой - как органической части общечеловеческой культуры с учетом сохранения баланса во взаимоотношениях между народами.

В Республике Татарстан налицо масса благоприятных факторов для выработки национально-государственной политики: экономическая и политическая стабильность, эффективное взаимодействие высших органов государственной власти и местного самоуправления, традиционное межнациональное согласие, веротерпимость населения.

 

Ведущими идеями и положениями национального образования в Республике Татарстан являются:

- обеспечение права обучаться на родном языке;

- освоение национальной культуры, духовности родного народа, обогащение ее культурой народов совместного проживания, ориентация человека на культуру как ценность, приобщение к ценностям мировой культуры;

- сохранение, воспроизводство и приумножение национально-культурного достояния региона;

- подготовка к жизни и профессиональной деятельности с учетом традиционного уклада, трудовых традиций народа и требований, возникающих при переходе к новым экономическим отношениям.

 

Эту реальность педагогический коллектив рассматривает как одну из самых актуальных проблем школьной системы воспитания и образования, т.к. наиболее значимым аспектом специфики города Елабуги является её многонациональность. На территории Елабуги проживают и активно взаимодействуют различные этнические общности: татары, русские, чуваши, мари, удмурты, башкиры, армяне, азербайджанцы, украинцы и другие.

 

Общие положения

Основополагающим принципом Концепции развития этнокультурной школы является положение о реализации конституционного права изучения родного языка и воспитания в национальных традициях.

В центре этнокультурного воспитания находится человек и его взаимосвязь с национальными ценностями.

В учебно-воспитательном процессе учащиеся получают знания о национальной культуре. У них формируются умения и навыки использования содержательного аспекта национальной культуры в жизни, складывается эмоционально-ценностное отношение к родному народу, краю, семье, культуре. В связи с этим происходит: развитие способности учащихся вырабатывать собственные суждения и взгляды на вопросы становления и развития национальной культуры; формирование побудительного мотива духовно-практического усвоения её элементов; развитие творческой индивидуальности личности на основе опыта народных традиций; формирование чувства гордости и принадлежности к данному этносу.

Центральное место в системе национальной культуры занимают элементы, способствующие формированию национального самосознания и национальной культуры учащихся: народные игры, традиции, искусство, родной язык, народный этикет, фольклор.

При формировании национального самосознания упор делается на следующие компоненты национальной культуры: язык, литература, история, музыка, изобразительное искусство, театр, народные обряды, народные песни, народные танцы.

Поскольку каждая черта национальной культуры накладывает определенный отпечаток на педагогический процесс и предъявляет к нему конкретные требования, то эту взаимосвязь можно представить следующим образом:


 

Сущностные особенности национальной культуры

Требования к педагогическому процессу

1.

Целостность

Формирование целостного представления учащихся о национальной культуре

2.

Взаимосвязь ее с мировой культурой

Стимулирования воздействия национальной культуры и инокультур на формирование толерантной личности

3.

Творческая направленность

Развитие творческих способностей учащихся по-новому воспринимать различные явления и ситуации о н

ациональной культуре

4.

Самобытность

Включение в содержание образования элементов национальной культуры, которые носят специфический характер

5.

Интегративность

Использование межпредметных связей, проектирования ценностей национальной культуры в содержании учебно-воспитательного процесса для более полного обобщения, систематизации, углубления знаний учащихся о национальной культуре

 

Таким образом, рассмотренные особенные черты национальной культуры могут являться условиями при формировании национального самосознания школьников.

 

Духовная культура в школьной системе образования как педагогическая проблема

 

Для каждого человека имеет важное значение близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити, связывающие человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества. Любое дитя человеческое вне человеческого общения, не сможет стать человеком, несмотря на все свои физические данные, сближающие его с предками.

Духовное богатство современного человечества включает все интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна. Все люди, как писал И.Я. Яковлев, разные, хотя и обозначены одним словом: человек. Единое человечество будущего воплотит в себя все прогрессивное многообразие прошлого и настоящего, и будет состоять из всесторонне развитых членов, представляющих в трансформированном виде все это многообразие.

Духовная культура есть аккумулированная и концентрированная энергия, накопленная всем многовековым развитием человеческой цивилизации, усилиями всех поколений наших предков. Связь между поколениями обеспечивается воспитанием. Поэтому педагогическая культура является своего рода двигателем, приводящим в движение человеческий ум, использующим эту аккумулированную и концентрированную духовную энергию. Сохранение и развитие духовной культуры немыслимо без соответствующего педагогического прогресса. Чем эффективнее процесс воспитания, тем выше общий духовный прогресс личности, народа, страны и человечества в целом.

Народ в наиболее чистом виде представляют дети. Когда национальное умирает в детях, то это означает начало смерти нации. При наличии гармонии между национальным и интернациональным чем больше национального в воспитании, тем сильнее, культурнее, духовно богаче нация.

Ни один народ не исчезает бесследно. Духовный потенциал ушедших из истории народов сохраняется, живет и развивается в других народах. Народ не может умереть. Духовная преемственность поколений проявляется во взаимосвязи древних этносов и молодых наций. Эта связь по форме напоминает преемственность родителей и детей, но по существу, конечно, несравненно сложнее: ни один народ не является потомком только одних или даже однородных предков. При благоприятных условиях даже, казалось, исчезнувшие народы могут воспрянуть вновь. Воскреснут их герои, мифы и предания. Духовный заряд скифов, гуннов, аланов, половцев, хазаров, шумеров, печенегов сохраняется в русских, украинцах, грузинах, осетинах, абхазах, чувашах и многих других родственных и соседних с ними народах, сохраняется в человечестве как в единой многонациональной семье.

 

Воспитание подрастающего поколения было условием и гарантией поступательного движения человеческого общества. Оно определялось экономическими условиями жизни общества, но, в свою очередь, влияя на все стороны жизни людей, оказывалось сильным фактором в самом экономическом развитии общества. Великие функции воспитания определяли и особенное место народной педагогики в совокупности различных знаний и среди других видов многообразной деятельности трудящихся. Она проникает во все без исключения области знаний и деятельности народа и обеспечивает их единство.

 

Этнопедагогика

 

Создание подлинно национальной школы - русской, украинской, татарской, мордовской, башкирской, любой другой - возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое национальное возрождение, никакое воссоздание прогрессивных народных традиций невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Этнопедагогика - наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, племени, народности, нации.

Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности, опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях, былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и пр. в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.

Этнопедагогика показывает, что у всех народов, в том числе и исчезающих, в древней самобытной культуре много такого, что в состоянии обогатить мировую цивилизацию.

Веками находясь в дружеских отношениях, они взаимно обогащают друг друга этнопедагогическими приобретениями. И все они велики и гениальны. Народы, объединенные общностью целей, поднимаются на еще более высокий уровень культуры и нравственности. Как все нерусские народы достигли огромных успехов в своем развитии при поддержке русского народа, так и русский народ поднялся на вершину своего величия и славы при бескорыстной материальной и духовной помощи всех других народов. Величие отдельных народов является неразрывной гармонической частью величия общей отчизны дружных народов и в материальном, и в духовном отношениях, в том числе и в педагогическом.

Сегодня некоторые старинные обычаи становятся общегосударственными традициями: проводы зимы, фестиваль «Русская зима», сабантуй, акатуй - праздник песни и труда (у татар и чувашей), праздник цветов (у марийцев) и др. Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа, в которых, что очень важно, обучение и воспитание осуществляется в гармоническом единстве. Народные этические и педагогические традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как своего рода инновационный феномен. Их диалектическое приспособление к новым социальным условиям приводит к педагогическим находкам, порою - к неожиданно продуктивным новшествам.

 

Воспитание национального достоинства

 

Воспитание национального достоинства составляло фундамент нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства предполагало и осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало воспитанию ответственности перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами - за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа», - такое благопожелание присутствует в педагогике почти всех народов. Своим поведением не давать повода дурно думать о своем народе, не осквернять священную память о лучших людях народа, своими патриотическими действиями множить славу народа - такими хочет видеть любой народ своих воспитанников и исходя из этого строит свою педагогическую систему. Слава нации создается ее славными сынами. Не зря высокого имени сына народа удостаиваются лишь лучшие его представители: народов плохих нет, но бывают плохими его сыновья.

Чувство национального достоинства предполагает наличие чувства ответственности за достоинство народа, складывающееся веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому в развитии здорового чувства национального достоинства заложены одновременно как идея национального расцвета, так и идея интернационального сближения.

 

 

Основными факторами учебно-воспитательного процесса, соответственно и народного воспитания, являются природа, игра, слово, дело, общение, традиция, быт, искусство, пример-идеал.

Природа - один из важнейших факторов народной педагогики, она - не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Природа родины имеет неизъяснимую власть над человеком. Природосообразность в народной педагогике порождена естественностью народного воспитания. Весь традиционный образ жизни определяется родной природой. Ее разрушение равносильно разрушению этносферы, следовательно, и самого этноса. Природа оказывает огромное влияние на формирование личности и человека. Народ и природа, народность и естественность неразделимы. В их единстве - высшая гармония жизни на земле. Поэтому на уроках и во внеклассной деятельности особое внимание уделяется экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экологии этнических образований. И самых маленьких в том числе.

Патриотизм - это прежде всего любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм - дело тихое и интимное. Да, настоящее чувство не бывает напоказ, оно сокровенно, т.е. задушевно, свято хранимо.

 

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Игра - величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе. Велико значение игр в воспитании детей. В них тесно связаны слово, мелодия и действие. Важная роль детских игр - в развитии в детях ловкости, сметки и проворства, кроме того, игры еще явление и художественно-драматическое. Посредством игр ребенку прививается уважение к существующему порядку вещей, народным обычаям, осуществляется приучение его к правилам поведения. Игры для детей - серьезные занятия, своего рода уроки, готовящие к труду, к взрослой жизни. Игра, предшествующая общественной деятельности, как бы является ее генеральной репетицией, порою сливается с трудовыми праздниками и входит, как составной элемент, в завершающую часть труда, и даже в самый процесс труда. Таким образом, игры готовят к трудовой деятельности, а труд завершается играми, забавами, общим весельем.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьевками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игры - уроки жизни, они учат ребенка общению с другими людьми. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.

Слово - величайшее из человеческих духовных сокровищ.

Духовность связана прежде всего со словом, языком, речью. Сила слова невероятна в человеческой жизни. Поэтому и говорят о слове: можно им убить, можно и воскресить.

Безгранична сила доброжелательного слова в народной педагогике, но более всего - родного слова, родной речи, родного языка. Именно в вопросе национальных языков сегодня назрела острейшая проблема. Первым и главным условием возрождения традиционной культуры воспитания является безоговорочное снятие всех мер ограничения на родные языки. Как сказал Иван Яковлев, русский язык не вместо родного, а вместе с родным. Наши предки не знали языкового барьера с иноплеменными соседями.

 

Труд в учебно-воспитательном процессе занимает особенное место. Пустословие и деловитость взаимно исключают друг друга. Детям постоянно внушается мысль о необходимости мало говорить, много делать. В традиционной культуре воспитания присутствует идея самоценности бескорыстного труда, что очень важно в условиях разбойничьего рынка, когда предлагается ни шагу не делать бесплатно. Не все продается и не все покупается. Бесплатный труд может быть полезен знаниями, умениями, навыками, приобретенными в деятельности, и определенными личностными качествами, нравственными свойствами. В народе ценится единство слова и дела. Отвергается хвастовство. Деятельные люди словам, не подкрепленным делом, не доверяют. Многообразные дела, полезные для детей, семьи, соседей, горожан, людей вообще, народа - вот на что делает ставку народная педагогика. С преданностью делу связывается и духовность, и нравственность. Мысль эта внушается детям и непосредственно, и под влиянием общественного мнения и трудовых традиций.

Общение как бы суммирует действие всех предыдущих факторов - природы, игры, слова и дела и эту сумму передает последующей группе факторов - традиции, быту, искусству, примеру-идеалу.

Общение - высшее духовное богатство в отношениях между людьми. В воспоминаниях повзрослевших школьников - не подарки, не сладости, а умные слова, ласковое обращение, встречи, разговоры, обсуждения, походы, путешествия, совместное посещение красивых и интересных мест, т.е. многообразное содержательное общение.

В специфике общения проявляется национальный характер.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.

В процессе воспитания и обучения школьников придается большое значение использованию различных видов искусства: лубочных картинок, различных видов расписных игрушек; расписных бытовых предметов, используемых в повседневной жизни (ложек, деревянной и глиняной посуды и т.д.). Большое место занимала вышивка различными видами нити, бисером и стеклярусом, плетение, вязание, ткачество и т.д.

Украшая свой быт, труд или игру ребенка, в художественной деятельности стараемся привить ему любовь к прекрасному, развить у него художественный вкус.

В народной педагогике обязательно включение ребенка в различные виды деятельности (трудовую, празднично-игровую и т.д.) вместе со взрослыми. Семья наряду с общиной считалась ос­новным воспитателем ребенка.

Определяющим в развитии ребенка в первую очередь считается его непосредственное общение с ро­дителями, бабушками и дедушками, которых не может заменить ни один самый современный компьютер. Сегодня мы все чаще об­ращаемся к опыту наших предков, к истокам народного образова­ния и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Все очевиднее стано­вится тот факт, что только взаимодействие поколений (причем трех) позволяет должным образом осуществлять воспитание и раз­витие ребенка, особенно младшего возраста. Мудрость народного воспитания как исторически проверенного опыта стала ос­новой учебно-воспитательной системы школы.

Но это не означает, что мы используем весь арсенал народных средств и факторов воспи­тания без изменений и критической оценки. Мы берем те из них, которые работают сегодня и соотносятся с нашими пред­ставлениями о гуманизме и общечеловеческих ценностях. 

Никакая созидательная модернизация школьного дела немыслима без опоры на свои вековые традиции. Игнорирование этих традиций ведет к деградации общества и человека.