Ссылки 
 
Представительство Ассамблеи народов Татарстана в Елабужском районе
Елабужское отделение «Общественные организации кряшен РТ»
Национально-культурная автономия марийцев Елабужского района
Национально-культурная автономия удмуртов Елабужского района
Национально-культурная автономия азербайджанцев г. Елабуги и Елабужского района
Фольклорный татарский ансамбль «Сююмбике»
Народный татарский ансамбль «Райхан»
Народный русский ансамбль «Забавушка»
Удмуртский фольклорный ансамбль «Инвожо»
Чувашский фольклорный ансамбль «Нарспи»
Детский фольклорный ансамбль «Сэйлэн»
Детский азербайджанский ансамбль танца «Назлы»
Детский фольклорный ансамбль «Марийские зори»
«Я родом из…»
Этнокультурные образовательные учреждения
МОУ «Старо-Куклюкская средняя школа»
МОУ «Больше-Шурнякская средняя школа»
Этнокультурный детский лагерь
Видеоуроки «Изучаем языки»

УТВЕРЖДЕНА
Указом Президента
Российской Федерации

от 15 июня 1996 г. № 909

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации

 

Концепция государственной национальной политики Российской Федерации представляет собой систему современных взглядов, принципов и приоритетов в деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее именуются - органы государственной власти) в сфере национальных отношений. Концепция учитывает необходимость обеспечения единства и целостности России в новых исторических условиях развития российской государственности, согласования общегосударственных интересов и интересов всех населяющих ее народов, налаживания их всестороннего сотрудничества, развития национальных языков и культур.

 

Государственная национальная политика основывается на принципах Конституции Российской Федерации и общепризнанных нормах международного права и находит свое выражение в системе федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, а также договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

Концепция призвана стать ориентиром для органов государственной власти при решении задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина.

 

 

I. Современная ситуация в области

 

национальных отношений в Российской Федерации

 

Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры.

 

Преобладающее большинство народов страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории России сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

 

В условиях переходного этапа в жизни страны непосредственное влияние на межнациональные отношения оказывает ряд взаимосвязанных тенденций общественного развития:

 

стремление народов к самоопределению и объективный процесс интеграции российского общества; возрастающая самостоятельность субъектов Российской Федерации и воля граждан к упрочению общероссийской государственности;

 

потребность в проведении общего курса экономических и политических реформ и разные социально-экономические возможности регионов, обусловленные их исторической и хозяйственно-культурной спецификой;

 

стремление сохранить и развивать национально-культурную самобытность и приверженность духовной общности народов России.

 

На развитие межнациональных отношений оказывает существенное влияние наследие прошлого. Тяжелый удар по всем народам страны, включая русский, был нанесен тоталитарной системой, массовыми депортациями и репрессиями, разрушением многих национальных культурных ценностей. Наряду с достижениями в развитии и сотрудничестве народов, которые имелись в советский период, проводился курс на унификацию, заложивший основу нынешних противоречий.

 

После распада СССР начался новый этап в развитии государства на основе традиций российской государственности, принципах федерализма и гражданского общества. Однако отсутствие концепции государственной национальной политики затрудняло процесс становления Российского федеративного государства, осуществления реформ и достижения межнационального согласия.

 

Наследие прошлого, геополитические и психологические последствия распада СССР, социально-экономические и политические трудности переходного периода обусловили ряд кризисных ситуаций и сложных проблем в области межнациональных отношений. Наиболее остро они проявляются в местностях, соседствующих с зонами открытых конфликтов, местах сосредоточения беженцев и вынужденных переселенцев, в регионах с проблемами "разделенных народов", на территориях со сложной социально-экономической, экологической и криминогенной обстановкой, в местностях, где ощущается резкая нехватка ресурсов жизнеобеспечения.

 

На межнациональные отношения серьезное негативное воздействие оказывают также безработица, особенно в районах, располагающих избыточными трудовыми ресурсами, правовая неурегулированность земельных и других отношений, наличие территориальных споров, проявление этнократических устремлений.

 

Каждый из перечисленных факторов находит свое специфическое проявление в жизни населения различных регионов, что требует, помимо общей концепции, разработки специальных региональных и местных программ.

 

Узловыми проблемами, требующими решения, являются:

 

развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание самостоятельности субъектов Российской Федерации и целостности Российского государства;

 

развитие национальных культур и языков народов Российской Федерации, укрепление духовной общности россиян;

 

обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств;

 

достижение и поддержание стабильности, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

 

поддержка соотечественников, проживающих в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, а также в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, содействие развитию их связей с Россией.

 

Принятие Конституции Российской Федерации, подписание Федеративного договора и ряда договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации снизили остроту нерешенных проблем. В то же время сохраняются факторы, ослабляющие государственность России и порождающие межнациональную напряженность. Об этом свидетельствуют как сепаратистские, так и унитаристские тенденции, факты дискриминации и нарушений конституционных прав граждан по национальному признаку.

 

На государственном уровне еще не утвердился системный, взвешенный взгляд на национальный вопрос. Не стали нормой при разработке и проведении государственной национальной политики опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений.

 

Дает о себе знать отсутствие эффективных программ национальной политики, а также необходимых нормативных правовых актов, призванных регулировать различные стороны федеративных и национальных отношений.

 

В государственной национальной политике нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны учитывать реальное состояние и перспективы национальных отношений в Российском государстве.

 

Национальная политика может стать консолидирующим фактором лишь в том случае, если она будет отражать все многообразие интересов народов России, иметь в своем арсенале четкие механизмы их согласования. В этой связи особое значение приобретает общность позиций органов государственной власти, различных политических и общественных сил в национальном вопросе, основанных на конституционных принципах, научно обоснованных выводах и рекомендациях.

 

 

II. Принципы государственной национальной политики

 

Основными принципами государственной национальной политики в Российской Федерации являются:

 

равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к социальным группам и общественным объединениям;

 

запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

 

сохранение исторически сложившейся целостности Российской Федерации;

 

равноправие всех субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти;

 

гарантия прав коренных малочисленных народов в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

 

право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность без всякого принуждения;

 

содействие развитию национальных культур и языков народов Российской Федерации;

 

своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов;

 

запрещение деятельности, направленной на подрыв безопасности государства, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

 

защита прав и интересов граждан Российской Федерации за ее пределами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубежных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с Родиной в соответствии с нормами международного права.

 

 

III. Основные цели и задачи государственной

 

национальной политики

 

Основные цели государственной национальной политики Российской Федерации состоят в обеспечении условий для полноправного социального и национально-культурного развития всех народов России, упрочении общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на основе соблюдения прав и свобод человека и гражданина и признания его высшей ценностью.

 

При реализации национальной политики перед Российским государством и обществом стоят следующие неотложные задачи:

 

1) в политической и государственно-правовой сфере:

 

формирование Федерации, которая отвечала бы современным социально-экономическим и политическим реалиям и историческому опыту России, путем развития и углубления федеративных отношений;

 

создание правовой базы для регулирования федеративных и национальных отношений;

 

объединение усилий всех звеньев государственной системы и гражданского общества, политических и религиозных деятелей для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей и вероисповеданий, укрепления взаимопонимания между ними;

 

обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;

 

выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов и связанных с ними криминальных проявлений и массовых беспорядков;

 

разрешение возможных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации путем согласительных процедур на основе Конституции Российской Федерации, конституций (уставов) субъектов Российской Федерации, а также соответствующих договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации;

 

обеспечение правовой защиты национальной чести и достоинства граждан, усиление ответственности за разжигание межнациональной розни;

 

решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма;

 

2) в социально-экономической сфере:

 

реализация экономических интересов народов в соответствии с государственной региональной политикой, на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;

 

выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;

 

рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов Российской Федерации, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала, преимуществ территориального разделения труда и производственной кооперации при общей направленности на комплексное социально-экономическое развитие страны и отдельных ее регионов;

 

осуществление специальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему "депрессивных" районов, в первую очередь в Центральной России и на Северном Кавказе;

 

развитие государственных систем коммуникации и информации в целях совершенствования единого экономического, информационного и культурно-образовательного пространства Российской Федерации;

 

содействие развитию региональных ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации как фактора гармонизации межнациональных интересов, обеспечения комплексного решения социально-экономических и национально-культурных проблем;

 

3) в духовной сфере:

 

формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;

 

сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;

 

обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;

 

укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;

 

учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;

 

4) в области внешней политики:

 

содействие процессу реинтеграции на новой основе государств - бывших республик СССР в политической, экономической и духовной сферах;

 

совместная с этими государствами выработка на основе Конвенции об обеспечении прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, подписанной государствами - участниками Содружества Независимых Государств в 1994 году, общих подходов к проблеме обеспечения прав и интересов национальных общностей, проживающих на их территориях;

 

реализация международных соглашений о защите национальных меньшинств;

 

заключение договоров и соглашений с государствами - бывшими республиками СССР и другими странами о сотрудничестве в разрешении проблем компактно проживающих в приграничных районах национальных общностей, включая особое регулирование пограничного режима;

 

выработка и осуществление на межгосударственном уровне механизмов решения проблем беженцев и вынужденных переселенцев;

 

сотрудничество государств - бывших республик СССР в предотвращении и мирном разрешении конфликтов.

 

 

IV. Совершенствование федеративных отношений

 

Совершенствование федеративных отношений входит в число приоритетных задач внутренней политики и призвано реализовать на практике конституционные принципы федерализма, особенно принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, обеспечить равенство всех национальных общностей в каждом субъекте Российской Федерации и в России в целом при осуществлении ими своих социально-экономических, политических и национально-культурных прав.

 

Оптимизация федеративных отношений не преследует цель "губернизации" республик или, наоборот, "республиканизации" краев и областей. Своеобразие российского федерализма состоит в сочетании территориального и национального начал.

 

Для развития федеративных отношений необходимо:

 

принятие федеральных законов, заключение договоров и соглашений, конкретизирующих принципы организации и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целях укрепления общероссийской государственности и повышения самостоятельности субъектов Российской Федерации;

 

совершенствование механизма учета интересов субъектов Российской Федерации на федеральном уровне, расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, повышение их ответственности за положение дел не только в своем регионе, но и в стране;

 

осуществление мер политического, экономического и правового характера, обеспечивающих государственную поддержку и стимулирование экономической активности регионов;

 

разработка правовых механизмов реализации совместных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

 

совершенствование экономического механизма федеративных отношений, в том числе бюджетной системы и системы налогообложения;

 

совместная реализация федеральных и региональных программ развития.

 

Развитие федерализма предполагает учет региональных особенностей при проведении экономических реформ и обусловливает необходимость межрегионального сотрудничества для обеспечения стабильности в обществе, в том числе в сфере национальных отношений.

 

V. Национально-культурное самоопределение

 

(национально-культурная автономия) народов России

 

Национальная политика должна выражать интересы граждан и обеспечивать реализацию предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав и свобод граждан, связанных с их национальной принадлежностью. Реализация этих прав и свобод может осуществляться на основе многовариантных форм национально-культурного самоопределения народов в Российской Федерации с учетом разрозненного проживания многих народов на ее территории.

 

Одной из таких форм самоопределения должна стать национально-культурная автономия, позволяющая гражданам Российской Федерации, принадлежащим к различным национальным общностям, в частности малочисленным, разрозненно расселенным народам, национальным меньшинствам, решать вопросы сохранения и развития своей самобытности, традиций, языка, культуры, образования.

 

Национально-культурная автономия является важным средством выявления и удовлетворения этнокультурных запросов граждан, достижения межнациональной стабильности, предупреждения конфликтов на национальной почве. Будучи экстерриториальным общественным формированием, национально-культурная автономия, не ущемляя прав субъектов Российской Федерации, закрепленных за ними Конституцией Российской Федерации, расширяет их возможности и ответственность в осуществлении государственной национальной политики.

 

Важная роль в становлении и развитии национально-культурной автономии принадлежит органам местного самоуправления, которые призваны непосредственно выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов.

 

Посредством различных форм национально-культурного самоопределения граждане Российской Федерации независимо от территории проживания реализуют свое право:

 

создавать самоуправляемые общественные образования в местах компактного проживания национальных и этнических групп;

 

формировать в рамках действующего законодательства ассоциации и другие общественные объединения, способствующие сохранению и развитию культуры, более полному участию национальных групп в общественно-политической жизни страны;

 

получать поддержку со стороны органов государственной власти;

 

обращаться через национально-культурные ассоциации и объединения в органы государственной власти, органы местного самоуправления и представлять свои национально-культурные интересы;

 

учреждать в установленном порядке всероссийские, региональные и местные средства массовой информации, получать и распространять в них информацию на родном языке;

 

принимать участие в создании и деятельности образовательных и научных организаций, учреждений культуры;

 

приобщаться к национальным культурным ценностям, содействовать сохранению и развитию народных промыслов и ремесел, приумножению исторического и культурного наследия своего народа;

 

участвовать в культурном сотрудничестве народов, этнических и религиозных общин, отправлять религиозные обряды;

 

устанавливать и поддерживать без какой-либо дискриминации свободные и мирные контакты через границы с гражданами других государств, с которыми они связаны историческими, национальными, религиозными и языковыми узами;

 

участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций.

 

Органы государственной власти призваны оказывать содействие созданию правовой базы становления и функционирования различных форм национальнокультурной автономии на федеральном, региональном и местном уровнях, решению проблем различных национальных общностей, в частности посредством предоставления гарантий национального равноправия, удовлетворения информационных, культурно-образовательных и иных гуманитарных потребностей и интересов граждан, связанных с их национальной принадлежностью.

 

 

VI. Основные направления региональных программ

 

государственной национальной политики

 

Одним из инструментов реализации государственной национальной политики является программно-целевой подход, который обеспечивает объединение усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и национальных общностей в достижении общей цели улучшения качества жизни, удовлетворения национально-культурных запросов всех народов Российской Федерации.

 

Федеральные программы социально-экономического и национально-культурного развития народов, соответствующие программы субъектов Российской Федерации должны учитывать положения настоящей Концепции.

 

В основу таких программ должна быть положена система мер, направленных на сохранение и развитие культур, языков, традиций народов, расширение сотрудничества и духовное взаимообогащение граждан всех национальностей.

 

Основополагающим требованием к программе национально-культурного развития каждого народа является учет органического единства традиций и новаций, бережное отношение к традициям, обычаям и иным ценностям, а также институтам, отражающим особенности культуры каждого народа и общие ценности Российского государства.

 

Свою роль должны сыграть и меры по поддержке различных форм местного самоуправления, созданию условий для проявления инициативы и самодеятельности всех групп населения, а также учет их интересов и потребностей в деятельности органов местного самоуправления.

 

Межнациональные отношения в стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа, являющегося опорой российской государственности.

 

Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований Российской Федерации. Не меньшее значение имеет решение комплекса проблем народов республик, автономных образований, а также национальных общностей, проживающих в других субъектах Российской Федерации, обеспечение соответствующего представительства народов Российской Федерации в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

 

В этих целях необходимо:

 

обеспечить сохранение и развитие традиционных форм хозяйствования, приумножение духовных ценностей, создаваемых искусством и литературой, народным творчеством, развитие и расширение сферы применения национальных языков, утверждение принципов культурного плюрализма, двуязычия и многоязычия при интегрирующей роли русского языка;

 

использовать федеральные, региональные и местные средства массовой информации как инструмент обмена духовными ценностями народов России. Организовать на радио и телевидении выпуск программ на языках народов Российской Федерации, а также циклов передач о жизни регионов страны, о самобытности культур народов России, их взаимовлиянии и взаимообогащении;

 

принять исчерпывающие меры по обеспечению равенства прав граждан любой национальности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, исключив случаи дискриминации по национальному признаку в той или иной форме;

 

оказывать поддержку диаспорам в удовлетворении национально-культурных потребностей на основе договоров между субъектами Российской Федерации и посредством расширения связей с национально-культурными объединениями;

 

рассмотреть вопрос о создании в г.Москве Всероссийского дома народов России;

 

обеспечить разработку программ и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодежи, населения с духовным богатством народов России, и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях.

 

Следует создать условия для равноправного участия малочисленных народов в управлении государственными и общественными делами, развития традиционных для них отраслей хозяйства, духовного возрождения, сохранения и развития национальной культуры, родного языка.

 

В отношении коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока на первый план выступают социальные и экологические проблемы, проблемы сохранения их языка и культуры. Необходимо законодательное отражение особенностей бюджетной системы, приватизации, налогообложения, предпринимательской деятельности, участия иностранных инвесторов в освоении природных ресурсов, традиционного использования промысловых угодий и пастбищ, охраны окружающей среды.

 

В этой связи должны быть приняты меры, обеспечивающие:

 

восстановление разрушенных экосистем, ограничение деятельности хозяйственных структур, наносящих непоправимый ущерб среде обитания;

 

выделение средств на финансирование здравоохранения, строительства больниц, поликлиник, их материального и кадрового обеспечения.

 

Регионом со сложной этнополитической ситуацией является Северный Кавказ. При разработке государственной программы развития этого региона необходимо учитывать его историко-культурную специфику, особое геополитическое положение, а также потребность преодоления последствий вооруженных конфликтов.

 

Специальные федеральные программы должны быть посвящены защите прав и обустройству беженцев и вынужденных переселенцев, включая реализацию мер по их приему и размещению с учетом потребностей регионов России в трудовых ресурсах, а также профессиональной структуры и национально-культурных особенностей переселенцев.

 

Требует своего разрешения ряд проблем репрессированных народов: следует ускорить разработку и реализацию соответствующих законодательных актов, направленных на устранение последствий репрессий и депортаций в отношении этих народов.

 

Нуждаются в государственной поддержке соотечественники за рубежом, прежде всего путем оказания им материальной и культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим в государствах - участниках Содружества Независимых Государств, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике. На основе межгосударственных договоренностей должны быть созданы условия для большей свободы передвижения, расширения гуманитарных контактов, а также гарантированы права собственности, согласованы вопросы пенсионного обеспечения и социальной защиты этнических россиян.

 

 

VII. Механизм реализации государственной

 

национальной политики

 

Проведение государственной национальной политики осуществляется прежде всего посредством обеспечения эффективной реализации конституционно-правовых принципов регулирования межнациональных отношений, разработки и выполнения государственных программ и поддержки общественных инициатив в достижении целей национальной политики, а также налаживания плодотворного диалога между органами государственной власти и национальными общностями.

 

Для этого важно реализовать следующие меры:

 

рассмотреть вопрос об образовании Ассамблеи народов России для налаживания диалога между органами государственной власти и национальными общностями, ее участия в законотворческом процессе, осуществлении миротворческой деятельности.

 

Правительству Российской Федерации и органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

 

согласовывать цели национальной политики с основными приоритетами экономических и политических реформ, равно как с прогнозами и программами социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, и соответственно разрабатывать и осуществлять такие программы с учетом приоритетов государственной национальной политики;

 

совместно решать межрегиональные проблемы в сфере федеративных и национальных отношений;

 

разрабатывать и финансировать (на долевой и конкурсной основах) федеральные и региональные программы, направленные на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Российской Федерации;

 

осуществлять информационное обеспечение основных направлений национальной политики, содействовать освещению национальных проблем в средствах массовой информации и распространению знаний об истории и культуре народов России;

 

организовать подготовку и повышение квалификации кадров государственных служащих, специализирующихся в области национальной политики;

 

учитывать отечественный и зарубежный опыт при разработке федеральных и региональных программ предотвращения и разрешения конфликтов на этнической почве.

 

На первом этапе реализации Концепции государственной национальной политики Российской Федерации Правительству Российской Федерации считать приоритетной задачей внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующих законов:

 

об отношениях автономных округов с краем или областью, в состав которых они входят;

 

о порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации;

 

о реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов".

 

Повысить роль Министерства Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям:

 

в разработке и экспертизе проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам национальных отношений или затрагивающих сферу этих отношений;

 

в организации мониторинга состояния межнациональных отношений и кризисных ситуаций с последующей выработкой рекомендаций для соответствующих органов государственной власти;

 

в разработке и осуществлении программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества субъектов Российской Федерации.

 

В выработке и реализации государственной национальной политики наряду с Министерством Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной власти: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство юстиции Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство строительства Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство науки и технической политики Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию, Государственный комитет Российской Федерации по вопросам развития Севера, Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, Комитет Российской Федерации по делам молодежи, Комитет Российской Федерации по печати, Комитет Российской Федерации по кинематографии, Федеральная миграционная служба России, Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию, Федеральная служба занятости России и другие заинтересованные органы.

 

Для реализации государственной национальной политики и принятых в этих целях федеральных и региональных программ Правительству Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета на очередной год предусматривать специальную статью расходов.

 

Настоящая Концепция представляет собой изложение общих, принципиальных подходов к разрешению назревших проблем в сфере национальных отношений.

 

 

 

 

 

УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН № УП-312 ОТ 3 ИЮЛЯ 2008 ГОДА

Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан

 

 

В целях обеспечения общественно-политической стабильности и укрепления единства многонационального народа Татарстана, повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных объединений в сфере этнического развития и межнациональных отношений, поддерживая предложения Государственного Совета Республики Татарстан, Кабинета Министров Республики Татарстан, Съезда народов Татарстана и Ассамблеи народов Татарстана, в соответствии со статьей 94 Конституции Республики Татарстан постановляю:

 

1. Утвердить Концепцию государственной национальной политики Республики Татарстан (прилагается).

 

2. Органам государственной власти Республики Татарстан при решении вопросов, касающихся межнациональных отношений и этнического развития, при разработке и реализации республиканских программ социально-экономического и культурного развития руководствоваться Концепцией государственной национальной политики Республики Татарстан.

 

3. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Татарстан, предприятиям, организациям и общественным объединениям руководствоваться в своей деятельности положениями Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан.

 

4. Предложить территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан учитывать в своей деятельности положения Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан.

 

5. Кабинету Министров Республики Татарстан разработать и внести на рассмотрение Государственного Совета Республики Татарстан Программу peaлизации государственной национальной политики Республики Татарстан, при необходимости принять иные меры, обеспечивающие выполнение Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан.

 

6. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 

 

 

Президент Республики Татарстан М.Ш.ШАЙМИЕВ.

 

Казань, Кремль. 3 июля 2008 года.

 

№ УП-312.

 

Концепция государственной национальной политики

Республики Татарстан

 

Концепция государственной национальной политики Республики Татарстан (далее - Концепция) представляет собой систематизированную совокупность политико-правовых взглядов, ценностных ориентиров, принципов и приоритетов, регламентирующих деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, национальных общественных организаций, граждан республики в сфере этнического развития и межнациональных отношений.

 

Согласно Концепции, объектом государственной национальной политики является сфера межнациональных отношений и этнокультурного развития представителей народов, проживающих в Республике Татарстан. Концепция определяет цель, задачи и основные направления государственной национальной политики Республики Татарстан в сфере межнациональных отношений, в создании оптимальных условий для удовлетворения этнокультурных потребностей представителей каждого народа, проживающего на территории республики.

 

Концепция строится на основе двух правовых составляющих: федеральной и республиканской, с учётом общепризнанных принципов и норм международного права: "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" Совета Европы (1950 г.), "Международного пакта о гражданских и политических правах" (1966 г.), "Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах" (1966 г.), Конвенции № 169 Международной организации труда "О коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах" (1989 г.), Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств (1992 г.), "Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам" Организации Объединённых Наций (1992 г.) и "Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств" Совета Европы (1995 г.).

 

Федеральная составляющая включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Федеральный Закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный Закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", а также Концепцию государственной национальной политики Российской Федерации.

 

Республиканская составляющая включает в себя: Конституцию Республики Татарстан, Закон Республики Татарстан от 8 июля 1992 г. № 1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан", Закон Республики Татарстан от 12 мая 2003 г. № 15-ЗРТ "О национально-культурных автономиях в Республике Татарстан" и Закон Республики Татарстан от 11 октября 2004 г. № 52-ЗРТ "Об утверждении Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2004 - 2013 годы".

 

Важной составной частью государственной национальной политики Республики Татарстан является Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан, утверждённый Федеральным Законом от 24 июля 2007 г. № 199-ФЗ.

 

Концепция опирается на осознание исторических традиций представителей проживающих в республике народов, природно-климатических и естественно-экономических условий, социально-психологических и культурно-бытовых особенностей их жизни, геополитического и национального окружения, опыта взаимоотношений с соседями. Она отражает этноисторические особенности и современную этносоциальную ситуацию в Республике Татарстан.

 

Как политико-правовой акт, Концепция нацелена на обеспечение общей социальной, политической и экономической стабильности, эффективное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления, развитие традиций межнационального согласия и гражданского мира, веротерпимости и национально-культурного взаимообогащения представителей проживающих в республике народов. Она призвана служить ориентиром для всех ветвей власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в деле решения задач национального развития и регулирования межнациональных отношений, обеспечения конституционных прав человека и гражданина, выработки и реализации целевых проектов и программ, затрагивающих сферу государственной национальной политики.

 

I. Особенности, современное состояние и основные тенденции развития межнациональных отношений в Республике Татарстан

 

Татарстан, в соответствии со своей Конституцией, является демократическим правовым государством в составе Российской Федерации, выражающим волю и интересы всего многонационального народа республики. Его внешняя и внутренняя политика в значительной степени нацелена на решение национальных вопросов, организацию полноценной национальной жизни в республике и содействие национальному прогрессу за её пределами.

Государственная национальная политика Республики Татарстан строится на двух фундаментальных приоритетных положениях: необходимости всестороннего развития татарского народа и укрепления Республики Татарстан как исторически сложившейся формы его государственности, с одной стороны, и обеспечения равных условий жизнедеятельности представителям всех народов, в совокупности составляющим многонациональный народ республики.

Особенностью Татарстана являются полиэтничность и поликонфессиональность населения республики, развитие которого характеризуется тесным этнокультурным взаимовлиянием и взаимопроникновением традиций представителей проживающих на территории современного Татарстана народов. Ведущую роль в данном процессе традиционно играли и играют представители татарского и русского народов, составляющие большинство по отношению к представителям всех остальных народов, проживающих на территории республики.

Татарский народ, исторически вобравший в себя различные тюркские и финно-угорские составляющие, испытавший позднее и славянское влияние, имеет более чем тысячелетнюю историю своей государственности, представления о которой входят неотъемлемой частью в его менталитет, стимулируют рост его национально-религиозного самосознания, во многом определяя содержание и характер взаимоотношений татар с другими народами. Вместе с тем, специфика развития татарского народа обусловила такую его особенность, как территориальная дисперсность. Вследствие этого на территории Татарстана сегодня проживает лишь около одной трети от общего числа татар, что обусловливает необходимость осуществления государственной национальной политики с учётом этнокультурных интересов, запросов и потребностей татар, живущих за пределами республики. По причине этого государственная национальная политика Республики Татарстан включает в себя в той или иной степени вопросы возрождения, сохранения, развития и приумножения этнокультурного достояния всего татарского народа.

Большое влияние на становление и развитие многонационального народа Татарстана оказали представители русского народа, специфика менталитета и ценностных ориентиров которых заметно отражаются на характере межнациональных и межконфессиональных отношений в республике. Общие для всей современной России вопросы этнокультурного развития представителей русского народа являются неотъемлемой составной частью государственной национальной политики Республики Татарстан.

Помимо представителей татарского и русского народов, территория современного Татарстана издревле являлась местом расселения представителей других народов, имеющих здесь много традиционных компактных поселений и, следовательно, также нуждающихся в соответствующем государственном обеспечении своих этнокультурных и национально-образовательных потребностей через соответствующие институты и учреждения.

Кроме этого, заметное влияние на формирование и реализацию государственной национальной политики республики оказывает наличие множества дисперсно расселённых на её территории диаспор других народов, что имеет отношение, главным образом, к крупным населённым пунктам республики.

Все эти обстоятельства в совокупности учитываются в процессе разработки и реализации государственной национальной политики Республики Татарстан.

Согласно результатам Всероссийской переписи населения 2002 г. в Республике Татарстан проживают представители 115 национальностей. Из 3,8 миллионов человек 52,9 % населения составляют татары, 39,5 % - русские. В совокупности эти две национальности, чьи языки в Республике Татарстан являются государственными, образуют абсолютное большинство (92,4 %) её населения.

Из представителей народов Поволжья на территории Татарстана проживают 126,5 тысяч (3,3 %) чуваш, 24,2 тысячи (0,6 %) удмуртов, 23,7 тысяч (0,6 %) мордвы, 18,8 тысяч (0,5 %) марийцев и 14,9 тысячи (0,4 %) башкир, которые в совокупности составляют 5,1 % населения Татарстана. Издавна населяют республику украинцы - 24 тысячи человек (0,6 %), белорусы - 6,1 тысячи (0,2 %), евреи - 3,5 тысяч (0,1 %), немцы - 2,9 тысяч (0,08 %), поляки - 620 человек (0,02 %) и другие.

В последние десятилетия, в результате активизировавшихся миграционных процессов, в Татарстане сформировались относительно многочисленные (по несколько тысяч человек) группы выходцев из бывших союзных республик (азербайджанцы, армяне, узбеки, таджики, казахи, грузины, молдаване, туркмены), несколько меньшие по численности (по несколько сот человек) национальные группы из регионов Российской Федерации, а также из дальнего зарубежья (турки, вьетнамцы, арабы и другие). Около тридцати народов представлены весьма незначительно - меньше десяти человек.

Нынешнее состояние межнациональных отношений в Республике Татарстан в целом характеризуется стабильностью, духом мирного взаимодействия и сотрудничества представителей различных национальностей и вероисповеданий.

Исторически на территории современного Татарстана сложился позитивный характер этноконфессиональных отношений. За столетия совместного проживания в психологии населения сформировались устойчивые черты добрососедства, веротерпимости, межнационального согласия и сотрудничества. В наше время они закрепились в качестве прогрессивных традиций. Опора на них позволяет успешно нейтрализовать влияние негативных национал-радикальных политический тенденций, противостоять проявлениям экстремизма, сохраняя в республике межнациональный и межконфессиональный мир и взаимопонимание.

Подъём в конце 1980-х - начале 1990-х гг. национального самосознания, связанный с общей либерализацией государственной и общественной жизни, привёл к усилению процессов этнокультурного возрождения представителей проживающих в Татарстане народов. В этих условиях проблемы, связанные с обеспечением паритетности функционирования государственных языков республики, культурно-духовным развитием представителей различных народов, гармонизацией межнациональных отношений приобрели в Татарстане новое звучание.

На сегодняшний день в Татарстане сложилась определённая система взаимодействия в сфере этноконфессиональных отношений, в которой значительная роль отводится органам государственной власти и общественным этнокультурным объединениям. В республике создаются необходимые условия, способствующие возвращению и строительству культовых объектов традиционных конфессий, что открывает новые возможности для духовного возрождения общества. В этих условиях в Татарстане возрастает понимание необходимости дальнейшего усиления политики многокультурности, как важнейшего условия социально-политического объединения и развития представителей проживающих в республике народов.

Вместе с тем, трансформация этнической структуры населения республики в сторону её усложнения, переход к новым формам экономики, иным социальным и общественно-политическим условиям создали целый ряд актуальных проблем, среди которых - адаптация мигрантов, складывающееся социально-экономическое неравенство между представителями различных народов и проявление различий в доступе людей разных национальностей в социально-политическую сферу. Одновременно на них накладываются процессы глобализации, для которых характерны противоречивые тенденции взаимодействия локальных и глобальных культурных ценностей.

 

II. Основополагающие принципы государственной национальной политики Республики Татарстан

 

К основополагающим принципам государственной национальной политики Республики Татарстан относятся:

- признание и защита равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от его расы, национальности, языка, отношения к религии, места проживания, принадлежности к этническим и конфессиональным объединениям;

- соблюдение гражданских прав личности на свободное этническое самоопределение, то есть определение, указание, изменение своей национальности, внесение в официальные документы и удаление из них записей о национальности без всякого принуждения;

- удовлетворение этносоциальных, культурно-бытовых, религиозных и духовно-нравственных потребностей граждан без предъявления любых условий;

- запрещение любых форм ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой, религиозной принадлежности;

- равноправие представителей всех народов в решении вопросов государственного устройства и регулирования общественной жизни;

- гарантия прав различных этнических и этноконфессиональных групп;

- содействие развитию национальных культур и языков, сохранению традиционного жизненного уклада, народных промыслов и ремёсел, обычаев и обрядов;

- бережное отношение к историческому наследию и национальному достоянию народов;

- защита национального достоинства и чести личности независимо от этнической принадлежности;

- взаимодействие органов государственной власти и общественных организаций Татарстана с представителями татарских диаспор за пределами республики и участие в решение их этнокультурных проблем на уровне государственных и неправительственных организаций;

- обеспечение свободы общения и всесторонних контактов проживающих в Татарстане представителей национальных диаспор с их исторической родиной и соплеменниками в других странах;

- мирное разрешение на законодательной основе этнических и конфессиональных конфликтов;

- запрещение деятельности, направленной на возбуждение расовой, национальной и религиозной розни, ненависти или вражды к другим народам и представителям других религий;

- открытость и гласность национальной политики Республики Татарстан;

- оптимизация договорных отношений в рамках федеративного устройства России;

- сотрудничество с субъектами Российской Федерации в сфере реализации государственной национальной политики и решении проблем соотечественников; - признание культурного, экономического и иного вклада мигрантов в развитие Республики Татарстан.

 

III. Цель и задачи государственной национальной политики Республики Татарстан

 

Целью национальной политики Республики Татарстан является создание и поддержание политико-правовых, социально-экономических, культурно-бытовых, духовно-нравственных и иных условий для цивилизованного развития и жизнедеятельности представителям всех народов, в совокупности составляющих многонациональный народ республики.

В связи с этим задачами государственной национальной политики Республики Татарстан являются:

- укрепление государственности Татарстана, обеспечение всестороннего развития республики, реализация её представительства на межрегиональном, общероссийском и международном уровнях;

- обеспечение долгосрочной социально-политической стабильности в республике и формирование на основе всестороннего и гармоничного этнокультурного развития у представителей проживающих в Татарстане народов ценностей татарстанского согражданства как составной части общероссийского гражданства;

- совершенствование правовой базы для соблюдения конституционных прав представителей всех народов, проживающих в Республике Татарстан;

- содействие национально-культурному развитию представителей всех проживающих в Республике Татарстан народов: возрождение их языков, национальных культур и образования, этнического уклада жизни, народных промыслов и ремёсел;

- позиционирование Татарстана как исторического духовного и этнокультурного центра всего татарского народа, создание условий для интеллектуальной, экономической и иной консолидации российских и зарубежных татарских диаспор;

- содействие в создании и функционировании национальных общественных организаций;

- упрочение межнациональной дружбы, мира и согласия;

- профилактика и предотвращение конфликтов на этнической и конфессиональной почве;

- содействие развитию сотрудничества представителей проживающих в Республике Татарстан народов и их общественных организаций с исторической родиной и аналогичными образованиями в других странах и субъектах Российской Федерации;

- обеспечение оптимального функционирования национальных средств массовой информации как инструмента формирования этнического самосознания, воспитания уважения к другим народам и налаживания межнационального и межконфессионального сотрудничества;

- создание условий для эффективной социально-правовой и культурной адаптации мигрантов к условиям проживания в республике с целью их оптимальной интеграции в татарстанское общество.

Цель и задачи национальной политики реализуются государственными органами и ведомствами, муниципальными органами и учреждениями во взаимодействии с национальными общественными организациями.

 

IV. Основные направления государственной национальной политики Республики Татарстан

 

Реализация государственной национальной политики Республики Татарстан строится на основе создания оптимальных условий и механизмов для эффективного решения этнокультурных задач, участия в формировании и обеспечении которых принимают органы государственной власти и местного самоуправления, этнокультурные организации и отдельные граждане.

Органы государственной власти принимают законы и издают подзаконные акты, регулирующие национальные и религиозные отношения, разрабатывают программы этнокультурного развития, обеспечивают необходимыми ресурсами и организуют их выполнение.

Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для участия в реализации государственной национальной политики общественных организаций и отдельных граждан, оказывают содействие деятельности благотворительных структур и частных лиц, заинтересованных и участвующих в развитии культур народов, проживающих в Республике Татарстан.

 

Деятельность в области реализации государственной национальной политики, охватывает следующие направления:

 

1) в государственно-правовой сфере:

 

- осуществление прогнозирования и государственного регулирования процессов национальной жизни;

- совершенствование политико-правовой базы государственной национальной политики Республики Татарстан;

- создание условий для полноценного участия граждан всех национальностей (как лично, так и через различные общественные и национально-культурные объединения) во всех сферах общественной жизни республики;

- координация усилий всех ветвей и уровней власти республики, нацеленных на осуществление национальной политики и гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений;

- организация взаимодействия и конструктивного сотрудничества государственных и негосударственных институтов по возрождению, сохранению и развитию духовной и материальной культуры, традиционного уклада жизни, семейных институтов и образования;

- организация фундаментальных и прикладных исследований, выработка на их основе системы организационно-правовых мер по развитию этнических культур, совершенствованию межнациональных отношений, государственных языков Республики Татарстан и родных языков представителей народов, проживающих в республике, а также по предупреждению конфликтных ситуаций на национальной и религиозной почве;

- контроль за соблюдением законодательства о защите прав человека, национальной чести и достоинства граждан;

- предупреждение и разрешение возможных споров, претензий, противоборства конфликтующих сторон на основе выработки согласительных процедур, принятия законов и нормативно-правовых актов;

- преследование в соответствии с Конституцией и законодательством Российской Федерации и Республики Татарстан отдельных лиц и организаций, включая средств массовой информации, разжигающих национальную рознь, оскорбляющих национальные чувства граждан, способствующих насаждению экстремистской психологии.

 

2) в социально-экономической сфере:

 

- согласование проектов и программ экономического развития Республики Татарстан и её административно-территориальных образований с целью и задачами государственной национальной политики Республики Татарстан;

- содействие в удовлетворении экономических потребностей национальных общин и их членов в соответствии с их традиционной хозяйственной занятостью и сложившимся укладом жизни;

- поддержка в возрождении и развитии народных промыслов и ремёсел, промысловых объединений и мастерских прикладного художественного творчества;

- содействие развитию частной и общественной инициативы в сфере производства национальной утвари, предметов обихода, костюмов, обрядовых украшений, сувениров и изделий искусства народных умельцев;

- учёт интересов, опыта ведения традиционных форм хозяйства национальных групп при разработке перспективных планов, проектов и программ экономического развития Республики Татарстан;

- укрепление потенциала взаимовыгодного экономического сотрудничества предприятий Татарстана с регионами компактного проживания соотечественников ;

- создание и восстановление национально-культурных, социально-бытовых и культовых объектов, их благоустройство и общественное использование;

- совершенствование социально-бытовой инфраструктуры в местах компактного проживания представителей разных народов с целью выравнивания уровня жизни различных этнических групп населения;

- создание условий, способствующих вовлечению представителей национальных общин в процесс развития торгово-экономических связей с регионами Российской Федерации, странами ближнего и дальнего зарубежья, являющихся их исторической родиной;

- содействие в привлечении инвестиций, ориентированных на создание торговых домов представителей проживающих в Республике Татарстан народов, организация предпринимательских посреднических центров и культурно-массовых коммерческих объектов.

 

3) в духовно-культурной, информационной и научной сферах:

 

- развитие и укрепление идей духовного единства, дружбы и сотрудничества народов;

- создание правовых и материальных условий для развития в республике системы образования и воспитания на родных языках в зависимости от потребностей представителей народов, проживающих в Республике Татарстан;

- создание условий для деятельности в республике профессиональных и народных художественных коллективов, представляющих культуры проживающих в Республике Татарстан народов;

- сохранение интеллектуального, культурного и духовно-нравственного наследия представителей народов, проживающих на территории Татарстана, развитие краеведения и музейного дела, популяризация знаний об истории и культуре, взаимовлиянии и взаимодействии представителей проживающих в Татарстане народов;

- содействие созданию национально-культурных центров в местах компактного проживания соотечественников за пределами Татарстана;

- организационная и финансовая поддержка деятельности национально-культурных объединений в реализации их культурных программ со стороны органов государственной власти и местного самоуправления;

- оказание содействия в возвращении национальным и религиозным общинам, реставрации и использовании по прямому назначению объектов материального культурного наследия и иных этнокультурных и этноконфессиональных ценностей;

- создание условий для возрождения, сохранения и развития национальных культур, языков, образования и воспитания;

- обеспечение функционирования государственных языков народов Республики Татарстан;

- формирование этнического самосознания представителей проживающих в Татарстане народов на основе обеспечения условий для усвоения научно выверенной исторической и этнокультурной информации;

- воспитание молодого поколения в духе уважения к культуре, языку, традициям и обычаям проживающих в Татарстане и других народов;

- содействие духовно-религиозному возрождению населения республики;

- создание необходимых материальных и организационных условий для овладения всеми гражданами государственными и родными языками;

- постоянное совершенствование системы подготовки преподавательских кадров, ведущих обучение на языках проживающих в республике народов;

- разработка, подготовка и содействие в распространении учебников, учебных пособий, словарей, художественной и иной литературы, необходимой для изучения языков представителей проживающих в Татарстане народов;

- совершенствование научно-методических основ изучения языков представителей народов, проживающих в республике;

- воспитание общереспубликанского патриотизма как неотъемлемой части общероссийской идентичности;

- создание, поддержка и развитие информационных программ в средствах массовой информации, осуществляющих деятельность на языках представителей проживающих в Татарстане народов;

- информационная и научно-методическая поддержка татарских СМИ, функционирующих за пределами Татарстана;

- производство телевизионных программ на татарском языке для вещания на территориях компактного проживания татар.

 

4) в области внешних связей и связей с соотечественниками:

 

- участие - на уровне органов государственной власти, местного самоуправления и неправительственных организаций - в разработке вопросов национального и федеративного развития России;

- участие в реализации и осуществлении контроля за соблюдением Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан;

- инициирование подготовки федеральных целевых программ социально-экономического и культурного развития татарского народа;

- взаимодействие с международными, всероссийскими и региональными национальными объединениями в области реализации программ этнокультурного развития;

- изучение и регулирование процессов миграции, решение проблем беженцев и вынужденных переселенцев;

- установление Республикой Татарстан постоянных культурных и экономических связей с теми странами дальнего и ближнего зарубежья, субъектами Российской Федерации, в которых имеются значительные группы соотечественников.

 

V. Механизмы реализации государственной национальной политики Республики Татарстан

 

В условиях Республики Татарстан действенным инструментом осуществления национальной политики является программно-целевой подход, позволяющий консолидировать усилия государственных структур и институтов гражданского общества, в той или иной мере занимающихся национальными вопросами, и создать единый механизм осуществления цели и задач государственной национальной политики.

Этот механизм включает в себя разнообразные виды организационной и распорядительно-исполнительной деятельности, а именно:

- принятие решений по финансовому и материально-техническому обеспечению целевых программ, проектов, планов, детализирующих содержание национальной политики по её функциональным направлениям;

- распределение организационных и исполнительских функций между участниками осуществления национальной политики;

- установление государственного контроля за ходом выполнения законов и подзаконных актов, директивных документов, целевых программ, договоров, соглашений, совместных решений и взаимных обязательств по национальным вопросам;

- освещение в печати и средствах массовой информации целей, задач и хода выполнения намеченных мероприятий, в том числе - отчётов ответственных исполнителей о проделанной работе перед органами государственной власти и общественностью республики;

- постоянный мониторинг и анализ межэтнической и межконфессиональной ситуации в республике;

- поддержка и стимулирование в Республике Татарстан со стороны государства и муниципальных образований, общественных объединений и отдельных лиц, участвующих в осуществлении государственной национальной политики;

- формирование банка данных по различным аспектам этнической специфики общественной и культурной жизни в Республике Татарстан;

- разработка на основе Концепции Программы реализации государственной национальной политики Республики Татарстан.