Ссылки 
 
 

Арсланов Л.Ш.

МАРИЙСКИЙ ПЛАСТ В ТОПОНИМИИ ЕЛАБУЖСКОГО РАЙОНА ТАТАРСКОЙ АССР

Марийский пласт в топонимии Елабужского района Татарской АССР обнаруживается в основном в ойконимах и гидронимах. Среди них встре­чаются чисто марийские и гибридные (татарско-марийские, удмуртско-марийские, марийско-удмуртские). Марийский пласт прослеживается в названиях населенных пунктов с татарским и, частично, русским насе­лением в настоящее время. К топонимам марийского происхождения от­носятся следующие ойконимы и гидронимы.

Айталан - ойконим, в селе проживают татары-крящены. Ойконим состоит из компонентов: мар. ото (Айт) 'маленький лес, роща' - (тюрк. алан 'поляна', т. е. роща в поле, среди поля. Относительно этимологии топокомпонента Аты существуют два противоположных мнения. Г. В. Юсупов считает топоним Аты идентичным с племенными названия­ми киргизов ада, казахов адай, туркменов ата (1971 : 226). Г. Ф. Саттаров (1973 : 58-59), Н. Б. Бурганова (1982 : 48), Ф. Г. Гарипова (1978 : 57) связывают топоэлемент Аты с мар. ото 'маленький лес, роща'.

Атиаз - название деревни, населенной крещеными татарами. Об эти­мологии топоэлемента Атиаз есть несколько точек зрения. Г. Ф. Саттаров полагает, что ойконим Атийаз происходит от древнего чувашского языческого имени Атиаз~Атийас, Атийаш (1973 : 220). По мнению Н. Б. Бургановой, название образовалось из мар. ото + тюрк, йаз 'поле', компонент Аты можно связать с древнемар. ото-ота 'роща', источником которого считаются диалекты древнеболгарского языка (1982 : 48). Ав­тор придерживается этимологии, предложенной Н. Б. Бургановой. Топо-формант Аты участвует в образовании многих ойконимов и гидронимов Арского, Сабинского, Нижнекамского и Елабужского районов Татар­ской АССР; например, р. Атинка - приток Казанки, села Субаш Аты, Малые Аты, Большие Аты и т. д.

Актазик - ойконим. Марийское название села Панаш экер состоит из мар. памаш 'родник' + топоформант экер 'река'. Заселили его ма­рийцы около 350 лет назад, прибыв из-под Казани (Материалы по ста­тистике Вятской губернии 1889). Этимология официального названия Актазик не ясна. Ф. И. Гордеев связывает ойконим Актазик с татарским источником: ак 'белый' -\- таз (таж) 'корона, венец', что малоубедитель­но. Близкий по форме антропоним Акмазик представлен в бывшей Вят­ской губернии (Сепеев 1975 : 50).

Ахтийал~ Ихтийал~ Ыхтийал - ойконим: Татарский Ахтиял, Рус­ский Ахтиял, речка Ахтиял. Материалы свидетельствуют также о суще­ствовании в прошлом марийского Ахтияла: «Ахтиял - мар. д. в Ела-бужском уезде Вятской губернии, рядом с ней Татарский Ахтиял, Рус ский Ахтиял, речка Ахтиял - приток Ижа» (Материалы по статистике Вятской губернии 1889 : 40). Ближе к источнику, нам представляется, вариант Йхтиял~Ыхтиял, так как татарское население произносит Ыхтиял, а не Ахтиял, По свидетельству Ф. И. Гордеева, Ахтиял - сложное слово: Ахтий (ак 'белый' + тий ?)> заимствование из татар­ского языка, + маР- ял 'деревня' (1979 : 172). Эта этимология, как нам кажется, не отвечает лингвистическим требованиям. Первоначальными, как выше отмечено, следует признать варианты Ыхтиял ~ Ихтиял. Ана­логичные ойконимы Малый Ихтиял, Большой Ихтиял, с. Ихта обнару­жены в Яранском уезде Вятской губернии (Гордеев 1979 : 77). Данный топоним, по всей вероятности, состоит из компонентов ихта -\- мар. ял 'деревня'. Топоним Ахтиял ~ Ихтиял, следовательно, указывает на мест­ность, откуда мигрировало татарское, русское и марийское население деревень, носящих название Ахтиял ~ Ихтиял. Неофициальные названия упомянутых населенных пунктов также указывают на место, откуда мигрировало население указанных сел: Верхний Котельничий, I Нолин-ский, которые соответственно имеют топонимические параллели в быв­шей Вятской губернии (города Котельничий, Нолинск, Нолинка).

Дюм-Дюм (тат. Двм-Двм): Татарский Дюм-Дюм, Русский Дюм-Дюм. Основателями д. Татарский Дюм-Дюм были, очевидно, марийцы. Рус-кое население Русского Дюм-Дюма «были четыре помещичьи семьи, пе­реведенные еще 100 лет тому назад из Дюм-Дюма татарского, куда были переселены из-под Казани» (Материалы по статистике Вятской губер­нии 1889 : 61). Татарское население, по рассказам местных старожилов, переселилось из соседней деревни Большой Шурняк. Следовательно, до появления татар в Татарском Дюм-Дюме жили марийцы. Деревню, по всей вероятности, основали марийцы из деревень Тюм-Тюм Уржумского и Малмыжского уездов Вятской губернии. Примечательно, что среди татар д. Татарский Дюм-Дюм сохранились марийские роды . (чирмеш нэселе). Наше предположение подтверждается и тем, что ойконим Тюм-Тюм представлен в Волжском районе Марийской АССР, а также в Мал-мыжском и Уржумском районах Кировской области. В Вятско-Полян-ском районе Кировской области также имеется удмуртское село Дым-Дым-Омга. Относительно этимологии ойконима Дюм-Дюм (Тюм-Тюм) имеется несколько точек зрения. По мнению М. Г. Атаманова, компонент Дым-Дым в ойкониме Дым-Дым-Омга на материале удмуртского языка не поддается этимологизации (1980 : 80). С. Я. Черных связывает его с уд­муртским воршудным именем Дым-Дым-Омга (1983:84-85). Ойконим Дюм-Дюм (Тюм-Тюм), как мы полагаем, явно марийского происхожде­ния: восходит к марийскому словосочетанию тумо 'дуб' -{- туп 'комель, основание дерева, комлевый'. По сообщению Ю. В. Андуганова, местное население марийской д. Тюм-Тюм Малмыжского и Уржумского районов Кировской области также считает, что название происходит из тумо 'дуб' + тук 'комель, основание дерева, комлевый'. Ойконим, образован­ный по такой же модели, имеется н в татарском языке, ср. д. Имэн Киска (Именьково) Лаишевского района Татарской АССР.

Кокшан - гидроним и ойконим: Нижний Кокшан (Быковка), Верх­ний Кокшан (Груздлевка), Кокшан-завод, Татарский Кокшан. Основа­телями были марийцы, проживавшие в бассейне рек Большой и Малый Кокшаги - левых притоков Волги (Сепеев 1970 : 280). Г. Ф. Саттаров связывает топоним Кокшан с чувашским языческим именем Кокшантай (1973 : 219-220), что маловероятно. По мнению Ф. И. Гордеева, топо­ним Кокшан состоит из следующих элементов: Ка -\- топоформант -кша + -ан (1979 : 103). Топоним Кокшан - марийское название Кокшаги - закономерно повторяется на территории Марийской АССР: Изи Кок­шан (Малая Кокщага), Кугу Кокшан, (Большая Кркшага), д. К

Сола в Медведевском районе (мар. сола 'деревня'), Кокшандыр - ма­рийский ойконим в Яранском уезде Вятской губернии (Какшан + мар. тур 'край, крайний' - Гордеев 1979 : 163). В русских летописях XVI в. содержится первое упоминание о марийской волости Большой Кокшан, Малый Кокшан (Айплатов 1965 : 21).

Куклюк - название марийского села в Елабужском районе. Неофи­циальное название Куклым (Список населенных мест Вятской губер­нии 1876 : 182). Куклюк - сложный топоним: мар. куп 'болото' + лук 'угол', т. е. 'угол болота'. Название дано по рельефу местности. Топо-формант кип активно участвует в образовании топонимов (Галкин 1965 : 7). В 1675 г. упоминается д. Куплюк Казанского уезда (Сепеев 1975 : 45). Правильность данной этимологии подтверждается тем, что татары соседних сел вместо официального Куклюк предпочитают вари­ант Кебелек~ Квблек, а марийцы - Ку'плук. Марийцы переселились в Куклюк. по всей вероятности, с верховьев Вятки из современного села Кетяк Малмыжского района Кировской области, о чем напоминает название одной из улиц села - Кетяк.

Эльнет - гидроним и ойконим. Население - марийцы, переселив­шиеся из-под Казани. Гидроним Ильнеть (Элнет) Ф. И. Гордеев связы­вает с индоевропейским корнем ел~ол (1973 : 230). Марийское насе­ление, судя по названию деревни, переселилось сюда с р. Илеть - ле­вого притока Волги.

Юраш - топоним имеет широкое распространение в Елабужском районе Татарской АССР, а также в соседнем Граховском районе Уд­муртской АССР. В этих селах живут в основном татары, частично уд­мурты. Топоним Юраш представлен гидронимом (название речки) Юрашка и названиями деревень: Старые Юраши (Иске Юраш), Сосно­вые Юраши, Вотские Юраши, Верхние Юраши. Относительно этимоло­гии Юпаш, Юраши существует несколько мнений. Г. Ф. Саттаров ойко­ним Юраш связывает с чувашским языческим именем Юрас~Юраш (1973 : 220), что опять-таки маловероятно. М. Г. Атаманов полагает, что ойконимы Старые Юраши, Нижние Юраши и др. образованы от гидронима Юрашка, восходящего к мар. ераш 'маленькое озерко, лужа, ручей' (1976 : 223). Топоформант -ер принимает активное уча­стие в образовании топонимов не только марийского, но и других финно-угорских языков (Галкин 1965 : 7). Предположение о марийском про­исхождении топонима Юраш подтверждается тем, что татарское насе­ление Старых Юрашей считает, что их предки переселялись сюда из-под Казани. Следовательно, до появления татао гидроним и ойконим Юраш существовали. Неофициальное название Сосновых Юрашей - Салауч созвучно с названием татарского села Салауч Балтасинского района Татарской АССР. Следует отметить также, что основные языковые осо­бенности говора жителей Стаоых Юрашей почти идентичны с языковы­ми особенностями говора д. Салауч Балтасинского района ТАССР.

К марийскому пласту относит Г. Ф. Саттаров название д. Псеево (Песэй), полагая, что ойконим Песэй (Псеево) образован от марий­ского прозвища-имени Псэй (Писей). Г. Ф. Саттаров пишет, что в основе данного антропонима лежит мар. писе 'быстрый; бойкий, живой, рас-тооопный' 4- звательный суффикс й/эй. Известно, что «в селах Псэй (Псеево), Тжэш (Текашево) проживали татары, в том числе типтяры, также черемисы. Эти последние говорили на черемисском языке, были язычниками» (Саттаров 1975 : 53).

Возможно, марийского происхождения ойконим Тжэш (Текашево). Он состоит, по всей вероятности, из мар. тага/така 'баран' 4- суффикс -аш. Слово тага в марийский язык проникло из татарского или чуваш­ского языка.

Марийским является, очевидно, и название русской деревни Черенга. Данный топоним можно связать с ойконимами Шаранга (марийская де­ревня). Заовражная Шаранга в Яранском уезде Вятской губернии при гидрониме Шара (Гордеев 1979 : ПО). Этимология не ясна - возможно, от мар. шаранге 'ветла'.

Марийского происхождения (Спасский 1912 : 24) и название озера Пинэрэ (Пинерь) недалеко от д. Бизяки. Г. Ф. Саттаров связывает его с чувашским словом пин 'тысяча' (1973 : 213).

На марийском материале можно объяснить происхождение гидрони­мов Шурминка - приток р. Анзири (Анзирки) и название д. Анзирка в Елабужском районе, которые можно сопоставить с ойконимом Шурма и гидронимом Шурминка, а также с названием Энзеринской волости в Вятской губернии.

ЛИТЕРАТУРА

Айплатов Г. Н. 1965, Расселение марийцев во второй половине XVI-XVII в. - Научная сессия по этногенезу марийского народа (Тезисы докладов и сооб­щений), Йошкар-Ола, 20-23.

Атаманов М. Г. 1976, Ойконимы Граховского района Удмуртской АССР. - Оно­мастика Поволжья, вып. 4, Саранск, 221-224.

1980, Отражение микроэтнонима в топонимии. - Микроэтнонимы удмуртов и их отражение в топонимии, Ижевск, 67-88.

Бурганова Н. Б. 1982, К вопросу о формировании земледельческой лексики в та­тарском языке. - Лексика и стилистика татарского языка, Казань.

Галкин И. С. 1965, Топонимика марийского края в связи с вопросом происхожде­ния марийского народа. - Научная сессия по этногенезу марийского народа (Тезисы докладов и сообщений), Йошкар-Ола, 6-8.

Гарипова Ф. Г. 1978, Этнолингвистические пласты в гидронимии Заказанья. - Ис­точниковедение и история тюркских языков, Казань.

Гордеев Ф. И. 1973, О происхождении гидронима Илеть. - Ономастика Поволжья, вып. 3, Уфа, 228-230.
1979, Этимологический словарь марийского языка, том. I, Йошкар-Ола.

Износков И. А. 1884, О сохранившихся преданиях по поводу русских и инород­ческих поселений в Казанской и соседней с нею губерниях. - Труды Чет­вертого археологического съезда в России, том I, Казань.

Материалы по статистике Вятской губернии 1889, том VI, вып. 1, Вятка.

Саттаров Г. Ф. 1973, Татарстан АССР-нын антропотопонимнары, Казань.

1975, Антропонимия Татарской АССР. Автореф. докт. дисс, Казань.

Се п ее в Г. А. 1970, Топонимические и родовые названия марийцев как историко-
этнографический источник. - Вопросы финно-угроведения, вып. 5, Йошкар-Ола,
279-287.
1975, Восточные марийцы, Йошкар-Ола.

Спасский Н. А. 1912, Очерки по родиноведению. Казанская губерния, Казань.

Список населенных мест Вятской губернии 1876, Вятка.

Черных С. Я. 1983, Ономастикой деревни Мари Малмыж за 1717-1748 годы. - Вопросы марийской ономастики, вып. 4, Йошкар-Ола, 84-94.

Юсупов Г. В. 1971, Булгаро-татарская эпиграфика и топонимика как источник ис­следования этногенеза казанских татар. - Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья, Казань.