Ссылки 
 
 

Мельникова Н.Н. Из истории кряшен Елабужского и Менделеевского районов

Кряшены - это тюркский православный народ, близок по языку и культуре татарам, но при этом обладающие рядом этнокультурных и антропологических особенностей. Этноним кряшен, по всей вероятности, восходит к историческим керчинам (от санскр. Кер - гора + кит. Чин - человек) то есть жителям гор, и в прошлом, очевидно, служил этническим названием одного из татарских племён, известных как кераиты(гераиты) - основного населения средневековой Керии - наследницы первого Тюркского каганата. Эта народность часто упоминается практически во всех исследованиях по этнической истории тюрков, в ряду тюркских племён приводится в словаре М.Кашгарского (1073г.), в работах персидского историка Рашид-ад-Дина(ХIIIв.).

Кряшены имеют значительный потенциал традиционной культуры, основа которой генетически связана с древней этнической культурой народов Волго-Камского этнокультурного рериона. Современная культура кряшен продолжает сохрнять в себе многие уникальные, коренные свойства искусства, характерные для древней эпохи домусульманского и дохристианского слоя тюркско-булгарской цивилизации. Этим она ценна.

Этнографов Н.И.Воробьёв подразделил кряшен Татарстана на 5 территориальных групп: предкамскую, восточнозакамскую, елабужскую, западнозакамскую(чистопольскую), молькевскую подгруппы.

Елабужская группа заселяет территорию к северу от Камы, но восточ-нее р. Вятки и далее на восток до р. Камы в том месте, где ее течение имеет направление с севера на юг. На севере территория расселения этой группы вклинивается в южную часть современной Удмуртской АССР. Эта группа казанских татар сложилась в основном за счет переселенцев с запада в XVI-XVII вв. с частичным включением, возможно, более раннего булгарского населения, так как на ее территории близ г. Елабуги был рас­положен булгарский город Чертово городище, разрушенный в XIV в. Для этой группы характерно и тесное сближение с удмуртами.

В составе данной группы выделяются две подгруппы - собственно елабужская и агрызская. Первая из них в основном занимает западную часть современного Елабужского района ТАССР в некотором отдалении от берегов Камы, близ реки Вятки. Так же в Елабужскую подгруппу входят кряшенские деревени Граховского района Удмуртской республики, Менделеевский (Бондюжский) район.

В Елабужскую подгруппу кряшен входят следующие кряшенские деревни: Черкасова(бывший волостной центр), Большой Шурняк, Верхний Шурняк, Нижний Куклюк, Атиаз, Умяк, Большое и Малое Елово, Февраль, Новое и Старое Утяганово, Красная горка, красный Яр, Айталан.

Граховский район деревни: Нижний Тыловай, Лебедёвка, Гаранькино, Порым, Паново, Шарберда.

Менделевский(Бондюжский) район деревни: Ашпайкино, Брюшли, Максимково, Мунайка, Сетяково, Старое Гришкино, Тагаево.

Возникновение деревень кряшен в пределах современ­ного Елабужского и Менделеевского районов совпадает по времени с основанием г Елабуги (1552 г.); см.: Шишкин, 1901, с. 25; жители деревень Старое Гришкино (Иске Бигэщ), Умяково (Умяк) и других, расположен­ных недалеко от г. Елабуги, с древних времен считали себя старо­крещеными. В 1735 г, по указу Сената в г. Елабуге (тогда он назывался дворцовым селом) открылась миссионерская школа. Ее це­лью было укрепление христианской религии и обучение русскому языку крещеных татар, удмуртов, мари, мордвы и чувашей. Еще в XVI в., задолго до открытия этой школы, население крупных сел в окрестностях Елабуги было христианизировано (Вятская, 1870, с. 86).

Вторая, агрызкая подгруппа расселилась на территории, вклинившейся в глубину удмуртских земель. Казанские татары, переселившиеся сюда, по-видимому, ещё в ХVIв. Живут небольшой группой около крупных посёлков Агрыз и Ижбобья. Эта подгруппа явилась как бы своеобразным форпостом казанских татар, занимавшихся преимущественно торговой деятельностью среди удмуртов.

Н.И. Воробьев (1969, с. 47) указывает, что согласно преданиям кряшены елабужской группы являются отатарившимися удмур­тами. Однако в языке их не прослеживаются следы удмуртского субстрата. Названия некоторых сел являются аналогичными древ-небулгарским (Саттаров, 1973, с. 219, 231).

Согласно точки зрения языковеда д.ф.н. Ф.Баязитовой с учётом языковых особенностей выделяются 2 говора - говор закамских кряшен (с 7-ю подгруппами), и говор кряшен Нижнего Прикамья тоже ( С 7-ю подгруппами). В числе последних значится Елабужский подговор.

Елабужскип подговор распространен в следующих селах: Айталан, Бол. Шурняк (Зур Шурнак), Старое Утяганово (Иске Утэгэн), Мунайка (Монай), Старое Гришкино (Иске Бигвш), Черкасово (Черкас), Умяково (Умэк) Елабужского р-на ТАССР и селах Поръм и Тулабай Граховского р-на Удмуртской АССР.

По данным переписи 1926 г., кряшен в ТАССР было 99,041, а кроме того, они были и во всех соседних республиках, об­ластях и губерниях Среднего Поволжья и Приуралья. Кряшенские поселения (в числе 164) имеются во всех кантонах ТССР как среди русского, так и среди татарского и нацменовского населения. Они расселены небольшими группами, иногда в несколько деревень, и самая большая масса их сплошного заселения находится, пожалуй, в Елабужском кантоне. Кряшены частично живут на местах свое­го древнего поселения, частью на новых местах, куда они были переброшены правительством, чтобы предохранить их от влияний со стороны татар. Русское влияние на кряшен различных районов также различно. Одни места, как например с. Никифоровка Мамадышского кантона, пользовались особенным вниманием со стороны миссионеров, и поэтому там больше чувствуется обрусение, в дру­гих же, подальше от Казани, этих явлений почти нет, и даже само духовенство, которое должно было проводить русификацию, едва говорит по-русски и живет в том же быту, что и паства (Челнинский и Мензелинский кантоны).

Компактно расселена Елабужская подгруппа (кряшены быв­шего Елабужского уезда Вятской губернии, современный Елабужский район РТ). На этой территории проживала значитель­ная часть кряшен бывшей Вятской губернии (из 8133 человек - 5774 кряшены). Селения их были расположены, перемежаясь с поселениями русских, татар, южных удмуртов, восточных ма­рийцев. Еще в дореволюционной литературе указывалось, что население кряшенских деревень считало себя коренными жите­лями этих мест. Многие источники относят их христианизацию к XVI в. В конце XVIII - начале XIX в. основывались отдельные выселки, починки (д. Новое Утеганово, Малый Шурняк, Новое Гришкино, Крещеный Тыловай) выходцами из старых деревень. На недавнее возникновение этих деревень указывают также ро­дословия (шэщэрэ) из 6-7 колен предков (150-200 лет).

В процессе расселения кряшены, видимо, основывали новые деревни, а также поселялись в деревнях соседних народов. Из­вестно, например, что д. Паново раньше была заселена удмурта­ми, а д. Ашпайкино - удмуртами и марийцами. Топонимика и гидронимика ряда деревень также содержат названия, указываю­щие на прежних обитателей, ар каенлыгы (березняк удмуртов), чирмеш елгасы (речка марийцев) и т.д. Н.И. Воробьев даже по­лагал, что кряшены елабужской группы, по преданиям, являются отатарившимися удмуртами. Нельзя не отметить также, что на­звания некоторых кряшенских деревень (Ашпайкино, Брюшли, Атияз) имеют отношение к языку чувашей и, по мнению некото­рых исследователей, находят прямые аналогии с древнебулгарскими.