Ссылки 
 
 

Кратко о народах, проживающих в Елабуге

Азербайджанцы

1Азербайджанцы (самоназвание – азербайджанлылар, азерилер) – самый многочисленный этнос из титульных народов государств Закавказья. Их общая численность в мире превышает 17 млн. чел. (1990-е гг.). На территории Республики Азербайджан живут около 6 млн. Основная часть сосредоточена в северных районах Ирана (более 10 млн. чел.). Крупные диаспорные группы имеются в России и Грузии. До начала 90-х годов много азербайджанцев жило в Армении. Относятся в основном к южной расе большой европеоидной расы.

Этнос сформировался в XI-XIV вв. в результате ассимиляции тюрками-огузами древних автохтонных кавказских народов. Субэтнические группы азербайджанцев: айрумы, афшары, карапапахи, падары, шахсевены, баяты, карадагцы и др.

Язык азербайджанский, относится к юго-западной (огузской) подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Есть диалектные группы: восточная, западная, северная, южная. Распространены также турецкий, персидский языки. Староазербайджанская письменность возникла в XIII-XIV вв. на основе арабского алфавита. Современный литературный язык сложился в XIX в. Письменность с 1929 г. по 1939 г. и с 1991 г. – на латинице, с 1939 г. до 1991 г. – на русском алфавите.

Азербайджанцы – единственный этнос на территории бывшего СССР, в котором преобладают мусульмане-шииты, однако имеется инебольшая группа суннитов.

Традиционные районы расселения на нынешней территории РФ – в Дагестане и Краснодарском крае – возникли ещё в средние века. В основном же расселение азербайджанцев в России связано с тем фактом, что в Азербайджане десятилетиями искусственно сдерживался процесс урбанизации, что вынуждало безработное население мигрировать в города других районов СССР. С распадом СССР этот процесс усилился. Однако, если давние миграции (15-20 лет назад и более) часто были связаны с аккультуризацией и ассимиляцией азербайджанцев, в частности, со вступлением в национально-смешанные браки, то в последние годы мигранты-азербайджанцы всё чаще сохраняют связь со своим этносом; доля межнациональных браков невелика, более 85 % азербайджанцев России считают родным язык своей национальности. Активизировалась культурная жизнь – на территории России действуют несколько культурных центров и обществ.

2 3

Армяне

4Армяне (самоназвание – хай) – один из наиболее древних народов Закавказья. Общая численность в мире – более 6,5 млн. чел. Основное население Республики Армения. Самые многочисленные колонии в России (более 2-х млн. чел.) и в США. В таких странах как Грузия, Иран, Ливия, Турция, Сирия численность армян превышает 100 тыс. чел.; живут также в десятках других стран. Принадлежат к арменоидной (переднеазиатской) расе большой европеоидной семьи.

Становление древнеармянской народности происходило в рамках государства Урарту в IX-VI вв. до н.э. В VI в. до н.э. в дренеперсидских текстах упоминается страна «Армина» (др.-греч. - Армения), занимавшая Армянское нагорье. Само население называло свою страну Хайк (Айк) – по имени мифического предка, отсюда и самоназвание.

Армянский язык выделяется в особую группу индоевропейских языков. Имеются два варианта литературного языка – восточноармянский и западноармянский, многочисленные диалекты и говоры. Письменность на армянском алфавите с начала V в. н.э. употребляется до сих пор почти без изменений.Верующие – христиане-монофиситы (подчеркивающие несущественность человеческой природы Христа), часть – католики и протестанты.

Армянская диаспора является одной из наиболее древних и многочисленных на территории Российской Федерации. Первые из известных поселений армянских купцов в России появились в районе Астрахани в период господства Золотой Орды, затем распространились в нижнем и среднем Поволжье. В конце XVIII – начале XIX вв. происходила значительная и долговременная миграция армян из коренной Армении, расположенной сейчас на территории Турции, на Северный Кавказ, в результате которой возникают многочисленные армянские анклавы на Дону, в Ставрополье и т.д.

Значительные армянские колонии формируются в Москве, Петербурге и других городах Империи. Особенно мощным стал приток после геноцида 1915-1916 гг., когда большинство армян были вынуждены покинуть территорию Турции. Многие места традиционного расселения армян в России сохраняются до сих пор как локальные этнические субкультуры. Большинство армян России (более 70%) – горожане. Хотя определенная часть ассимилирована, однако более 2/3 считают родным армянский язык. Открыты национальные школы и культурные центры.

Башкиры

 Башкиры (самоназвание - башкорт) – коренное население Башкирии (Башкортостан), входит в состав тюрко-угорского этнического мира. Общая численность составляет около 1,5 млн. чел. Башкиры – третий по численности (после татар и чувашей) титульный этнос России. В пределах Башкортостана проживает около 2/3 всего башкирского населения России. В Российской Федерации живут в основном в Татарстане, Челябинской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Курганской и Тюменской областях. Расселены также в странах Средней Азии и Казахстане, на Украине. В антропологическом отношении неоднородны. Часть относится к субуральскому типу переходной уральской расы, на северо-западе этнической территории – к восточно-европейскому типу среднеевропейской расы, восточные башкиры близки представителям южносибирской расы.

 Язык башкирский, принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков. Разделяют два диалекта: южный (юртматинский) и восточный (куваканский). Значительное число башкир считает родным восточный диалект татарского языка. Письменность на основе русского алфавита.

По вероисповеданию башкиры – мусульмане-сунниты.

Этнос складывался на протяжении нескольких веков на основе коренных финно-угорских и кочевых тюркоязычных племен с активным участием булгарского компонента. К концу XV – нач. XVI вв. окончательно сложилась башкирская народность и сформировались её основные этнические признаки.

Ещё 15-20 лет назад более 40% башкир были заняты в сельском хозяйстве; в настоящее время этот показатель значительно снизился. Положительным фактором устойчивости этноса является и то, что башкиры достаточно равномерно втягиваются во все отрасли городского хозяйства. Башкиры традиционно были одним из самых «эндогамных» (замкнутых в брачном отношении) этносов России. С 20-х годов ХХ в. ситуация стала изменяться. В настоящее время до половины горожан и около 15% сельских башкир состоят в национально-смешанных браках, в основном с татарами и русскими.

 

Кряшены

 Кряшены, крещенные татары (самоназвание - керэшен) - этноконфессиональная группа (общность) в составе татар Волго-Уральского региона, живут в основном в Республике Татарстан, небольшие группы - в Удмуртской Республике, в Республике Башкортостан, Чувашии, Кировской и в Челябинской областях. По данным переписи населения 1926 г., когда кряшены учитывались не в составе татар, численность их составляла 101,4 тыс. По данным Переписи населения 2002 года, когда кряшены были вновь выделены в отдельную группу, количество кряшен, проживающих на территории России, составляет около 25 тысяч человек.

Кряшены - группа с одной общей этнической основой с казанскими татарами, уходящей корнями еще в период формирования булгарской народности. Принявшие православие в XV - 1-й половине XVI века быстро обрусели и в дальнейшем выступали как часть русского этноса. Ядро кряшенов сложилось за счёт христианизации части татар Поволжья во 2-й половине XVI-XVII веках. Эта группа впоследствии получила название "старокрещёные". К 60-м годам XVIII века удельный вес кряшенов в составе татар Поволжья и Приуралья достиг 7,6%. К началу второго десятилетия XX века доля кряшенов в общей численности татарского населения Волго-Уральского региона снизилась до 4,2%. В начале XX века этноконфессиональная общность кряшенов состояла только из групп, у которых самоназвание керэшен прочно закрепилось. Данная общность в переписях 1920 и 1926 выделялась даже в качестве самостоятельной этнической единицы. В последние годы наметилась тенденция к росту самосознания кряшен, одним из отражений которого стало создание "Этнографического культурно-просветительского объединения кряшен".

По основным элементам культуры кряшены сближаются с казанскими татарами, хотя отдельные группы кряшен связаны и с татарами-мишарями. Многие характерные черты традиционного быта кряшен уже исчезли. Кряшены развиваются как субэтнос татарского народа.

Язык - татарский, средний диалект (как у казанских татар).

Верующие - православные христиане.

Марийцы

 Марийцы – (самоназвание – марий, устар. - черемисы) – коренное население Марийской Республики и соседних областей Поволжья и Урала (Татарстан, Башкортостан, Удмуртия, Нижегородская, Кировская, Свердловская и Пермская области), титульный этнос Марий Эл. Всего в Российской Федерации проживает около 645 тыс. чел. Относятся к субуральскому типу уральской расы (европеоиды с некоторыми монголоидными чертами).

Этнос подразделяется на три основные подгруппы: горные, луговые и восточные марийцы. Горные марийцы населяют правобережье Волги, луговые – Ветлужско-Вятское междуречье, восточные марийцы живут в основном на территории Башкортостана, куда они переселились в XVI-XVIII вв.

Марийский этнос сформировался на базе финно-угорских племен, обитавших в Волго-вятском междуречье в I тысячелетии н.э. в результате контактов с булгарами и другими тюркоязычными народами – предками современных чувашей, татар, башкир. Горные марийцы находились под русским влиянием уже с XV в.; луговые же, входившие в состав Казанского Ханства, оказывали ожесточенное сопротивление русским, в частности, во время Казанского похода 1551-1552 гг. Часть марийцев, так называемые «настоящие», не желая креститься, бежали в Башкирию. Эти марийцы так и остались «неисправимыми» язычниками. Остальные с XVIII в. числились православными.

Язык – марийский, относится к финно-угорской группе уральской семьи и имеет наречия: горное, луговое, восточное и северо-западное. Первые попытки создания марийской письменности относятся к середине XVI в., однако, алфавит, разработанный Казанским архиепископом Гурием, был забыт. В 1775 г. была издана первая грамматика на основе кириллицы.

Во второй половине XIX в. выходят буквари на горном и луговом наречии, издаются книги (в том числе и оригинальные), газеты, работают несколько школ. В 1932-34 гг. была предпринята попытка перейти на латинскую графику. С 1938 г. утвердилась единая графика на кириллице, но действуют две литературные грамматические нормы – языка луговых и горных марийцев.

Верующие – официально православные христиане. Сохраняется язычество. Небольшая часть восточных марийцев перешла в ислам.

Марийцы расселены достаточно компактно. В последние десятилетия растет уровень урбанизации. Достаточно высоки темпы этноассимиляции. Более 20 % марийцев состоит в национально-смешанных браках, большой процент лиц, называющих родным языком русский.

Русские

 Русские - основное население Российской Федерации. Проживают на территории всех бывших республик СССР, а также в странах Америки (главным образом в США), Западной Европы, в Австралии и Новой Зеландии. Общая численность в мире составляет около 150 млн. чел. Относятся к большой европеоидной расе. В северных областях преобладает атланто-балтийская раса, в центре - восточноевропейский тип среднеевропейской расы, на северо-востоке - восточнобалтийский тип беломорско-балтийской расы, на юге фиксируется примесь монголоидного и средиземноморских элементов.

Русский (великорусский) этнос начал формироваться в XIII-XIV вв. на территории тогдашней Залесной Украины (район Волжско-Окского междуречья) в результате двух процессов: с одной стороны, экспансии восточнославянского населения Новгородской и Киевской Руси на восток, с другой стороны - политической и культурной консолидации колонизируемых земель. Колонизация на начальных этапах вызывалась княжескими междоусобицами, набегами кочевников, а также монголо-татарским завоеванием XIII-XIV вв.

Процесс формирования исторического ядра русского этноса и все последующее его развитие также было связано с миграционными процессами. С конца XVIII в. основным фактором, вызывавшим миграцию, становится растущее безземелье крестьянства в Центральных районах России. Во все периоды значительную роль в территориальной экспансии играл геополитический фактор - стремление центральной власти обеспечить себе поддержку путем образования русских православных общин в колонизируемых регионах. Этот фактор играл особую роль при заселении Среднего Поволжья, Кавказа, Новороссии, Крыма и Средней Азии. В течение почти всей своей истории русский этнос непрерывно увеличивал территорию расселения. Территориальная экспансия сопровождалась контактами с населением осваиваемых регионов, причем характер взаимодействия со временем менялся. Если первые этапы освоения протекали достаточно мирно, и обычно заканчивались естественной ассимиляцией, то более поздние переселения, особенно в XVIII-XIX вв., нередко были связаны с конфликтами и конкуренцией по поводу земли и других природных ресурсов. Непрерывная территориальная экспансия определяла не только этнокультурное многообразие русского этноса, но и особенности его социального, хозяйственного и культурного развития, а также многие психологические особенности.

Язык - русский, принадлежит к восточнославянской подгруппе славянской группы индоевропейской семьи. Формирование великорусского языка начинается с XIV в. с распадом единого восточнославянского этноса. Первоначально формировались северорусский и южнорусский диалекты. С XVI-XVII вв., с усилением роли Владимиро-Суздальских, а затем Московских земель, особое значение приобретает среднерусский (московский) говор, объединяющий особенности северного и южного. Основная масса литературы в это время писалась на церковно-славянском языке, далеком от бытового. Лишь с XVII в., с развитием массового книгопечатания, происходит формирование русского литературного языка на основе московского наречия.

До реформ Петра I системой записи русского языка была кириллица, разработанная Кириллом и Мефодием; изменения касались в основном шрифтов и были направлены на упрощение и приспособление их к повседневной практике. В 1708 г. был принят первый алфавит, утвержденный на государственном уровне, который упрощал графику и исключал ряд устаревших букв. Современная графика, а также свод правил правописания, были разработаны в 1904-1912 гг. и утверждены государственными декретами в 1917 и 1918 гг. В 1956 г. официально утверждены "Правила русской орфографии и пунктуации".

Верующие - в основном православные христиане. Традиционные дохристианские верования восточных славян были во многом сродни традиционным верованиям других народов и основаны на одухотворении сил природы и создании пантеона богов. Начало массовой христианизации древнерусского населения относится к концу Х в. (988 г.). Но культы многих дохристианских божеств настолько глубоко укоренились в сознании народа, что в ходе христианизации христианские святые как бы "замещали" более древних богов (к примеру, Перун - Илья-Пророк). Рудименты язычества сохранялись в обрядах, не исчезли они и до сих пор (например, масленица). Русское православие отличало русский этнос как от народов, исповедующих другие течения христианства (католицизм, протестантизм) и нехристианские религии (ислам, буддизм, иудаизм), так и от этносов, сохранявшие традиционные культы.

Современное состояние русского этноса определяется тем, что он находится на завершающей стадии перехода от экстенсивной к интенсивной модели развития. Этот переход сопровождается кризисом роста, неизбежно возникшим в исторической судьбе русского народа.

Активные процессы урбанизации русского этноса возникли только после 20-х гг. ХХ века. Миграционные потоки из села в город достаточно велики по сегодняшний день. В демографическом отношении с начала 90-х годов наблюдалась кризисная ситуация, негативный естественный прирост.

Татары

 Татары (самоназвание - татар) – основное население Татарстана. Проживают также в Поволжье и Приуралье (Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Удмуртия, Чувашия, Нижегородская, Кировская, Оренбургская области), где образуют наиболее многочисленные группы, и во многих других регионах Российской Федерации. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность около 7 млн. чел. Среди татар Среднего Поволжья и Приуралья преобладают представители большой европеоидной расы. Часть крымских и сибирских татар по физическому облику приближаются к южносибирскому типу большой монголоидной расы.

То, что «татарами» называются сразу несколько этносов, проживающих на территории бывшего СССР, объясняется происхождением термина «татары» от тюркского корня «тат» - чужой. Так местное тюркское население обычно называло любых пришельцев. Поэтому сами себя татарами обычно не называли. И лишь с конца XIX в. этот термин иногда стал употребляться как самоназвание отдельными группами поволжских татар. В настоящее время различные этносы и этнические группы, называемые в официальной статистике «татарами», объединяет прежде всего близость их языков: почти все они (за исключением т.н. «литовских татар», пользующихся белорусским, польским и русским языками) говорят на языках кыпчакской подгруппы тюркской группы алтайской языковой семьи.

Ни среди ученых, ни среди населения нет единого мнения о том, образуют ли все татары бывшего СССР, или хотя бы некоторые из групп, носящих это название, единый этнос. С уверенностью можно говорить лишь о том, что процессы консолидации затронули волго-уральских или поволжских татар, подавляющее большинство которых составляют казанские татары. Кроме них, в состав поволжских татар принято включать этнографические группы (или субэтносы) касимовских татар, живущих в Рязанской области, мишарей, а также кряшен – группу татар, принявших православие в XV-XVIII вв. Таким образом можно говорить о существовании единого консолидированного этноса лишь в отношении казанских татар – титульного этноса Республики Татарстан. Казанские татары расселены также в Башкортостане (более 1 млн. чел.), Удмуртии, Марий Эл, Чувашии, Мордовии. Имеют обширную диаспору в Сибири, на всей территории Европейской части России и в государствах бывшего СССР, прежде всего в Средней Азии и Казахстана.

Как и все этносы Поволжья, казанские татары сформировались в результате смешения многих компонентов, основными среди которых было древнее финно-угорское население Среднего Поволжья и Предуралья, и постоянно кочевавшее из Средней Азии тюркоязычное население. Изо всех титульных этносов Поволжья, именно в языке и культуре татар тюркский элемент представлен наиболее сильно. Кроме того, определенное влияние на формирование казанских татар оказали ираноязычные народы (скифы, аланы), а также монголы и русские. Проникновение и оседание отдельных тюркских и ираноязычных групп, смешивавшихся с местным населением, было постоянным явлением на протяжении многих веков. А во 2-й половине VII в. н.э. с Кавказа на Волгу перекочевывает крупное и хорошо организованное объединение тюркских племен, вошедшее в историю под названием булгар, которое коренным образом изменило этнический и языковый состав региона и определило дальнейший ход его этнического развития. Местное финно-угорское население было довольно быстро тюркизированно, однако, контакт культур оказался взаимным. Около Х в. здесь возникает булгарское государство, которое часто находилось в конфронтации с русскими княжествами. Захват славянских пленных способствовал усилению европеоидных антропологических черт булгарского населения.

С самого начала формирования государства, с Х в., на его территорию начинает проникать ислам. По мнению ряда исследователей, уже в Х-ХI вв. ислам становится доминирующей, а возможно и государственной религией Булгара.

Вторая крупная волна тюркизации уже сложившегося населения Булгарии связана с так называемым татаро-монгольским нашествием и созданием государства Золотая Орда в 1-й половине XIII в. Результатом нашествия было и то, что господствующим языком стал тюркский, принадлежащий к иной, чем булгарский, - кыпчакской подгруппе. В целом вторжение монголов имело крайне негативные последствия для региона. Булгар был разрушен, население частично стало мигрировать выше по Каме и в междуречье Свияги и Суры на правый берег Волги, заселенный к тому времени финно-угорскими племенами.

С конца XIV в. территория Золотой Орды подвергается ряду разрушительных набегов тюркских (Тамерлан) и русских войск. На месте древнего Булгара и северо-западнее в середине XV в. появилось новое государственное образование – Казанское Ханство. Именно в его пределах окончательно сложилось этнополитическое и культурное единство народа, который сам себя называл «казанлы» (казанцы). С этого же времени все большее влияние на этнический состав населения оказывает приток русского населения.

С середины XVI в. три важнейших фактора влияли на этногенез казанских татар. Первый – это приток большого числа русских переселенцев. Второй – полудобровольная, а иногда и насильственная христианизация части булгарского (татарского) населе6ния. третий момент – переселение целых локальных групп, который русское правительство осуществляло в связи со строительством укрепленных линий на востоке быстро растущего российского государства. Во второй половине XIX в. происходят активные процессы консолидации татарской нации.

Язык – татарский, кыпчакской группы тюркских языков. Татарский язык имеет одну из наиболее древних на территории РФ традиции письменности. Еще булгары имели руническую письменность, но письменным (и литературным) был не разговорный язык, а древний общетюркский, по функциям сходный с латынью в Европе или церковнославянским на Руси. По мере исламизации, руническое письмо заменялось арабской графикой. Лишь в XVI-XIX вв., на базе той же арабской графики, формируется старотатарский литературный язык, который был значительно ближе к разговорному, нежели общетюркский. На его базе была создана обширная художественная и общественно-политическая литература, издавались газеты и журналы. В 1927 г. татарское письмо было переведено на латинскую графику, в 1939 – на русскую, с добавлением 6 букв для звуков, отсутствующих в русском языке. В настоящее время ведутся прения о возможности перевода татарского письма вновь на латиницу. Грамматика татарского языка разрабатывалась с конца XIX в.

Верующие татары – мусульмане-сунниты. Кряшены – православные христиане. Некоторые группы сибирских татар придерживаются традиционных верований, в основе которых – шаманизм.

Помимо праздников мусульманского цикла, отмечались доисламские. У татар сохранились и доисламские обряды и мифология, которые ведут происхождение не от тюркской традиции, а от местной, финно-угорской.

Среди титульных этносов России татары находятся на втором месте (после русских) по доле городского населения, татары в конце ХХ в. вступили в стадию качественного развития урбанизации. Брачная ассимиляция этносу не угрожает. Национально-смешанные браки заключаются в основном татарами, проживающими дисперсно; в районах компактного проживания, особенно в сельской местности, сохраняется высокий уровень внутриэтнической брачности. Большинство татар называют родным татарский язык, процесс языковой ассимиляции практически остановился. Об усилении консолидации этноса казанских татар говорит и то, что миграция татар из республик бывшего СССР на территорию России направлена преимущественно в Республику Татарстан.

Удмурты

 Удмурты (самоназвание - удмурт, устаревшее название, вплоть до ХХ в. - вотяки) - коренное население, титульный этнос Республики Удмуртия. Живут также в Башкортостане, Татарстане, Марий Эл, Кировской, Пермской и Свердловской областях. Общая численность около 750 тыс. чел. Относятся к субуральскому варианту уральской переходной расы.

Подразделяются на две основные этнические группы: северных и южных удмуртов. У северных удмуртов выделяется этнографическая группа бесермян, в бассейне р. Чепца сложилась группа ватка, в центральной и западной Удмуртии и в междуречье рек Кильмез и Вага - группа кальмез.

Предками удмуртов считаются племена ананьинской (VIII-III вв. до н.э.), пьяноборской (конец - 1-я половина I тыс. до н.э.), пеламской (2-я половина I тыс. до н.э.) и чепецкой (IX-XIII вв.) культур. На формирование группы бесермян, видимо, повлияли волжско-камские булгары, под чьей властью финно-угорские племена находились в X-XIII вв.

Язык - удмуртский, относится к пермской подгруппе финно-угорской группы уральской семьи и имеет 4 наречия. Удмуртский язык характеризуется обилием русизмов и тюркизмов. Кроме русского, среди удмуртов распространен татарский язык.

Письменность у удмуртов появилась во 2-й половине XVIII в. В 1904-1909 гг. в Казани выходил "Календарь" на удмуртском языке, было издано более 200 книг. В 20-е годы ХХ века письменность была модернизирована и приближена к фонетическому строю языка.

Верующие - православные христиане, сохраняется и язычество.

Контакты северных удмуртов с русскими начинаются в XI-XII вв. В 1489 г. северные удмурты входят в состав Московского государства; южные в это время находились под власть Казанского ханства. В 1552-1558 гг. южные удмурты также входят в состав Русского государства. Этническая консолидация удмуртского этноса завершилась лишь в 20-е годы ХХ в.

С 1740 г. начинает деятельность миссионеров по обращению удмуртов в православие. Однако и по сей день религиозное мировоззрение удмуртов остается синкретичным.

Сейчас удмурты - один из самых многочисленных титульных этносов РФ. Уровень урбанизированности средний. Высоки темпы ассимиляции удмуртского этноса, что проявляется в показателях межнациональной брачности и языковой ассимиляции.

Украинцы

 Украинцы – второй по численности восточнославянский народ, основное население Украины. Проживают практически во всех государствах – бывших республиках СССР. Крупные диаспоры также в Канаде, США, Польше, Аргентине. Живут и во многих других странах мира. Общая численность около 46 млн. чел. Относятся к среднеевропейской расе большой европеоидной расы.

Украинский этнос формировался в XIII-XIV вв. на древних землях обитания восточных славян в результате распада древнерусской народности, консолидации проживавших здесь территориальных групп, входивших ранее в состав различных княжеств, и восприятия элементов культуры и языка народов, в состав государственных образований которых входили эти земли (поляков, литовцев, венгров, австрийцев, турок, румын).

Язык – украинский восточной подгруппы славянской группы индоевропейской семьи. Письменность с XIV в. на основе кириллицы.

Верующие – православные христиане (в том числе униаты – с 1596 г.), часть – греко-католики.

Наиболее давние поселения украинцев на территории современной РФ традиционно находились в западных районах Воронежской, Курской, Белгородской областей, однако численность их значительно уменьшилась после «раскулачивания» начала 30-х годов. Все остальные анклавы украинского населения возникли в результате массовых миграций. На Северном Кавказе украинцы оказались в результате ликвидации Запорожской Сечи в конце XVIII в., а также сельских миграций начала XIX в. Украинское население Сибири и Дальнего Востока первоначально формировалось в результате переселенческой политики российских правительств второй половини XIX в., а затем существенную роль сыграли процессы раскулачивания, индустриализации 20-50-х гг. ХХ столетия, эвакуации времен Великой Отечественной войны и промышленного освоения Сибири 60-80-х гг.

В Среднем Поволжье сложился значительный украинский анклав, первоначально в результате сельских миграций конца XVIII-XIX вв., а затем под влиянием индустриальных миграционных потоков 30-60-х годов. Украинское население промышленного центра России сложилось преимущественно в 30-80 гг. ХХ века вследствие индустриальных миграций. Украинцы, проживающие в РФ активно ассимилируются; среди них очень велик процент национально-смешанных браков, родным язык своей национальности считают менее половины украинцев России. В последние годы наметилась некоторая активизация культурной жизни, создаются культурные общества.

Чуваши

 Чуваши (самоназвание - чаваш) - титульный этнос Чувашской Республики. Живут также в Башкортостане, Татарстане, Ульяновской, Самарской областях и др. В Российской Федерации чувашей около 1,77 млн. чел. Относятся в основном к субуральскому варианту уральской переходной расы.

Проживают в основном на правом берегу Волги, между средним и нижним течением его притоков Свияги и Суры. В этнографическом отношении чуваши подразделяются на две основные группы: вирьял (верховные), занимающие север и северо-запад региона, и анатри (низовые), проживающие на юго-востоке. Эти группы не только говорят на разных диалектах чувашского языка, но и отличаются набором элементов материальной культуры. На стыке между вирьял и анатри существует промежуточная подгруппа анатенчи (средненизовые), кроме того, на юго-востоке проживает степная подгруппа хирти: целый ряд черт культуры сближает хирти с живущими по соседству татарами.

Язык - чувашский, относится к булгарской подгруппе тюркской группы алтайской семьи, делится на диалекты низовой и верховой. Чувашская грамота была создана в 1870 г. на базе русского алфавита.

Верующие - официально православные христиане, сохраняется язычество.

Территория, ныне занятая чувашами, во II-I тыс. до н.э. была населена представителями финно-угорских племен. В VII-VIII вв. н.э. в Среднее Поволжье из Приазовья стали проникать тюркоязычные племена, известные под общим названием булгар. В Х веке они создали племенной союз, а затем раннефеодальное государство - Волжскую Булгарию, которое в 1236-1238 гг. было разгромлено монголо-татарами и потеряло свою независимость. Вся территория Среднего Поволжья вошла в состав Золотой Орды. В результате военных действий часть булгар двинулась на север и северо-запад, на правый берег Волги, смешиваясь с автохтонами. Это привело к формированию в Предволжье в XIII-XV вв. самостоятельной народности, получившей наименование одного из булгарских племен "суваз", звучащее на ее языке как "чуваш".

С середины XVIII в. стала проводиться насильственная христианизация чувашей, придерживавшихся традиционных верований. Несмотря на то, что чуваши официально стали считаться христианами, элементы язычества сохранялись. Традиционная мифология чувашей коренным образом отличается от мифологии других тюркских народов. На нее очень незначительное влияние оказали мировые религии (ламаизм, мусульманство). Христианство в большинстве случаев также носит поверхностный характер. А древнетюркские божества и мифологические сюжеты практически вытеснены финно-угорскими, поскольку именно финно-угры были тем субстратом, на основе которого формировался чувашский этнос.

Чуваши - один из наиболее многочисленных титульных этносов России. Они проживают достаточно компактно. До недавнего времени чуваши концентрировались в аграрном секторе, однако, в последние десятилетия происходит достаточно активный процесс урбанизации. Среди чувашей достаточно высокая доля межнациональных браков (около 30%). Язык среди чувашей сохраняется достаточно хорошо, активно развиваются национальные школы. Однако языковая среда в городе базируется преимущественно на русском языке.

 

Материалы подготовлены С.Ф.Тазиевым