Ссылки 
 
 

Татары - портрет народа

Татары делятся на три основные этнотерриториальные группы: Татары волго-уральские, Татары сибирские и Татары астраханские. Самыми многочисленными являются Татары волго-уральские, включающие субэтносы казанских Татар, касимовских Татар и мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещёных Татар). Среди сибирских Татар выделяются тобольские, тарские, тюменские, барабинские и бухарские (этносословная группа Татар). Среди астраханских - юртовские, кундровские Татары и карагаши (в прошлом выделялись ещё Татары "трёх дворов" и Татары "емешные"). Особой этнической группой золотоордынско-тюркского этноса, исчезнувшего в результате этнических и политических процессов 15-16 веков, являлись до начала 20 века литовские Татары. Эта группа во 2-й половине 19 - начале 20 века переживала в определённой мере процесс интеграции в татарскую этническую общность. Народно-разговорный татарский язык кыпчакской группы тюркского языка делится на три диалекта: западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Астраханские Татары по языковым особенностям сохраняют определённую специфику. Тюркский язык литовских Татар перестал существовать ещё в 16 веке (литовские Татары перешли на белорусский язык, а к середине 19 века часть интеллигенции начала использовать польский и русский язык). Наиболее древняя письменность - тюркская руника. Письменность с 10 века по 1927 - на основе арабской графики, с 1928 по 1939 - латинской (яналиф), с 1939 - 40 - русской.

Верующие Татары, за исключением небольшой группы кряшен (в т.ч. нагайбаков), которые были обращены в 16-18 веках в православие, мусульмане-сунниты. В прошлом у всех этнотерриториальных групп Татар имелись и локальные этнонимы: у волго-уральских - меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, нагайбэк, кэчим и др.; у астраханских - нугай, карагаш, юрт татарлары и др.; у сибирских - себер татарлары (себерэк), тоболлык, туралы, бараба, бохарлы и т.д.; у литовских - мэслим, литва (липка), татарлары.

Впервые этноним "Татары" появился среди монгольских и тюркских племён в 6-9 веках, во 2-й половине 19 - начале 20 века он закрепился как общий этноним Татар. В 13 веке в составе монголов, создавших Золотую Орду, находились покорённые ими племена (в т.ч. тюркские), называвшиеся "Татары". В 13- 14 веках в результате сложных этнических процессов, происходивших в Золотой Орде, численно преобладавшие кыпчаки ассимилировали остальные тюрко-монгольские племена, но усвоили этноним "Татары". Европейские народы, русские и некоторые крупные азиат. народы называли "Татары" население Золотой Орды. В татарских ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, Татарами именовали себя знатные слои, военно-служилые группы и чиновничье сословие, состоявшие в основном из золотоордынских Татар кыпчакско-ногайского происхождения. Именно они сыграли значительную роль в распространении этнонима "Татары". После падения ханств термин был перенесён и в среду простонародья. Этому способствовали и представления русских, именовавших всех жителей татарских ханств "Татары".

В условиях формирования этноса (во 2-й половине 19 - начале 20 века) у Татар начался процесс роста национального самосознания и осознания своего единства. Ко времени переписи 1926 большинство Татар называли себя татарами.

В 1920 образована Татарская АССР (в составе РСФСР), которая в 1991 преобразована в Республику Татарстан. Традиционные занятия - пашенное земледелие и скотоводство. Выращивали пшеницу, рожь, овёс, ячмень, горох, чечевицу, просо, полбу, лён и коноплю. Разводили крупный и мелкий рогатый скот и лошадей, Татары-кряшены - свиней. В степной зоне стада были значительными, а у Татар-оренбургских казаков и астраханских Татар животноводство по значению не уступало земледелию. Для Татар характерна особая любовь к лошади - наследие кочевого прошлого. Разводили домашнюю птицу - кур, гусей, уток, в последнее время - индеек. Второстепенную роль играло огородничество. Основным огородным растением для большинства крестьян был картофель. В Южном Приуралье и Астраханском крае важное значение имело бахчеводство. Традиционным для волго-уральских Татар было пчеловодство: прежде бортевое, в 19-20 веках пасечное. Охота в недавнем прошлом как промысел существовала лишь у приуральских мишарей. Рыболовство носило скорее любительский характер, а на реке Урал, и особенно у астраханских Татар, имело промысловое значение, у барабинских Татар большую роль играло озёрное рыболовство, у северных групп тоболо-иртышских и барабинских Татар - речное рыболовство и охота.

Наряду с сельским хозяйством издавна важное значение имели различные промыслы и ремёсла. Различались виды приработков: отхожие промыслы - на жатву и на фабрики, заводы, прииски, на казённые лесные дачи, лесопильни и др.; извоз. Традиционными, особенно для казанских Татар, были различные ремёсла: лесохимические и деревообрабатывающие (рогожно-кулеткацкий, бондарный, экипажный, плотницкий, столярный и т.п.). Обладали высоким мастерством в обработке кожи ("казанский сафьян", "болгарская юфть"), овчины, шерсти. На базе этих промыслов в Заказанье в 18-19 веках возникли валяльно-войлочные, скорняжные, ткацкие, ичижные, золотошвейные мануфактуры, в 19 веке - кожевенные, суконные и другие заводы. Известны были также слесарный, ювелирный, кирпичный и другие кустарные промыслы. Многие крестьяне ремеслом занимались в отходнической форме (портные, шерстобиты, красильщики, плотники).

Исконными для Татар были торговля и торгово-посредническую деятельность. Татары практически монополизировали в крае мелочную торговлю; большинство прасолов-заготовителей также были Татары. С 18 века крупные торговцы у Татар главенствовали в операциях со Средней Азией и Казахстаном.

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища - супы, заправленные кусочками теста (чумар, токмач), каши, хлеб из кислого теста, лепёшки (кабартма), блины (коймак). Национальное кушанье - бэлеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, у некоторых групп - в виде блюда, готовящегося в горшке; сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовили вяленую колбасу (казылык). Лакомством считался вяленый гусь. Молочные продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана (сэт эсте, каймак), сэзмэ, эремчек, корт (разновидности творога) и др. Некоторые группы готовили разновидности сыра. Напитки - чай, айран - смесь катыка с водой (летний напиток). Во время свадьбы подавали ширбэт - напиток из фруктов и растворённого в воде мёда. Сохранились некоторые ритуальные блюда - элбэ (жареная сладкая мука), мёд, смешанный с маслом (бал-май), - свадебное блюдо и др.

Преобладала малая семья, хотя в глухих лесных районах до начала 20 века существовали и большие семьи из 3-4 поколений. Семья была основана на патриархальных принципах, существовало избегание женщинами мужчин, некоторые элементы женского затворничества. Браки совершались в основном по сватовству, хотя были браки убегом и случались похищения девушек.

В свадебных обрядах, несмотря на локальные различия, имелись общие моменты, составляющие специфику татарской свадьбы. В предсвадебный период, во время сватовства, сговора, помолвки стороны договаривались о количестве и качестве даров, которыми сторона жениха должна была одаривать сторону невесты, т.е. о калыме; количество приданого невесты особо не оговаривалось. Основные свадебные обряды, в т.ч. религиозный обряд бракосочетания, сопровождаемый особым застольем, но без участия молодых, проводились в доме невесты. Молодая оставалась здесь до уплаты калыма (в виде денег и одежды для девушки, продуктов для проведения свадьбы). В это время молодой посещал свою жену по четвергам раз в неделю. Переезд молодой в дом мужа иногда затягивался до рождения ребёнка и обставлялся множеством обрядов. Специфической особенностью свадебных застолий казанских Татар являлось раздельное их проведение для мужчин и женщин (иногда в разных помещениях). У других групп Татар это разделение было не столь строгим, а у кряшен вообще отсутствовало. У кряшен и мишарей бытовали специальные свадебные песни, у мишарей существовало свадебное причитание невесты. Во многих районах свадьба проходила либо вообще без спиртных напитков, либо употребление их было незначительным. Наиболее значительные мусульманские праздники: Корбан гаете связан с жертвоприношением, Ураза гаете отмечается по окончании 30-дневного поста и день рождения пророка Мухаммеда - Мэулид. Крещёные Татары отмечали христианские праздники, в которых наблюдались элементы традиционных народных праздников Татар. Из народных праздников наиболее значительный и древний - сабантуй - праздник плуга - в честь весеннего сева. Он не имел не только точной календарной даты, но и определённого (установленного) дня недели. Всё зависело от погодных условий года, интенсивности таяния снега и, соответственно, степени готовности почвы к севу яровых культур. Деревни одной округи праздновали в определённой очерёдности. В последние десятилетия сабантуй повсеместно отмечают летом, после завершения весенних полевых работ. Характерно отношение к нему как к национальному празднику, проявившееся в том, что его стали отмечать и те группы Татар, которые в прошлом его не праздновали. С 1992 два религиозных праздника - Курбан байрам (мусульманский) и Рождество (христианское) включены в официальный праздничный календарь Татарстана. В устном народном творчестве Татар представлены эпос, сказки, легенды, баиты, песни, загадки, пословицы и поговорки. Татарская музыка построена на пентатонике, близка к музыке других тюркских народов. Музыкальные инструменты: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (губной варган, возможно, проник через угров), скрипка, у кряшен - гусли.

Профессиональная культура тесно связана с народным творчеством. Значительного развития достигли национальная литература, музыка, театр, наука. Развито прикладное орнаментальное искусство (золотое шитьё, вышивка тамбуром, кожаная мозаика, ювелирное дело - скань, гравировка, чеканка, штамповка, резьба по камню, дереву). По данным Переписи населения 2002 года численность татар, проживающих на территории России, составляет 5 миллионов 558 тысяч человек.

Д.М. Исхаков, Ю.Г. Мухаметшин, С.В. Суслова, Р.К. Уразманова, Н.А. Халиков

http://www.etnosite.ru/cult/3/10647.html