Ссылки 
 
 

Татарские и башкирские праздники

1

Лунный мусульманский календарь (Хиджра) на начало XXI века

Начало нового года по мусульманскому лунному календарю и соответствующая дата по григорианскому календарю:

1 мухаррам 1426 г. 10 февраля 2005

1 мухаррам 1427 г. 31 января 2005

1 мухаррам 1428 г. 20 января 2007

1 мухаррам 1429 г. 10 января 2008

1 мухаррам 1430 г. 29 декабря 2008

1 мухаррам 1431 г. 18 декабря 2009

1 мухаррам 1432 г. 8 декабря 2010

1 мухаррам 1433 г. 27 ноября 2011

1 мухаррам 1434 г. 15 ноября 2012

1 мухаррам 1435 г. 5 ноября 2013

1 мухаррам 1436 г. 25 октября 2014

1 мухаррам 1437 г. 13 октября 2015

Кич утыру (Посиделки)

Долгие зимние совместные вечера односельчан, посиделки (в переводе «вечер» - кич, «опускаться» - утыр-ырга, «стул» - утыр гыч) начинались после окончания всех полевых работ. С давних времен женщины в татарских селах вечерами собирались под одной крышей и занимались рукоделием: девушки вышивали на приданое полотенца, скатерти, занавески и платочки возлюбленным, а женщины постарше вязали платки, носки, варежки. Тут же организовывали различные игры, отгадывали загадки, пели песни и танцевали. На таких вечерах делятся радостями, горем, читают, учат молитвы.

Самые памятные для татарской семьи, татарского дома вещи хранились у бабушек в сундуке, а в некоторых семьях хранятся и до сих пор: вышитые полотенца, платки, платья, сафьяновые расшитые сапожки, свидетельствующие о большом художественном вкусе рукодельниц.

Наруган

Встреча Нового года. В первый день года ходят друг к другу с новогодними пожеланиями, пляшут. Гостей хозяева одаривают мелочью, сладостями. Если в первый день нового года первым в дом зайдёт мужчина, - значит, год будет щедрым, благополучным. Гостя обильно угощают, подают брагу, медовуху и т.д.

Иске ян, а ел

Девушки загадывают на жениха. Записываются приметы: если в новогодний вечер много звёзд на небе, то хороши будут ягоды и домашняя птица: гуси, утки, индюки, куры.

Навруз

В переводе с тюркского - начало нового года, с персидского - новый год. Этот один из наиболее ярких и красочных древних праздников приходится на первый день месяца фарвардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по григорианскому на 21-22 или реже на 23 марта (в 2007 году - 21 марта).

Пумич

Это помощь по хозяйству односельчанам, которые не могли из-за немощности, малочисленной семьи или каким-то другим причинам справиться самостоятельно с какой-либо работой. Ходили группами друг к другу, помогали стричь овец, вымыть в избе, вытащить картошку из ямы. После того, как работа сделана, хозяин накрывал на стол, часто стол собирался в складчину. Работы и застолье сопровождались пением. Подобный праздник есть и у других народов.

Карга Боткасы (Воронья каша)

Самым популярным весенним праздником татарского народа, несомненно, является Карга боткасы (Воронья, грачиная каша). В древние времена люди считали, что весну на кончиках своих крыльев приносят вороны. Поэтому, как только начинал таять снег и появлялись первые ручьи, в честь прилета ворон устраивался праздник Карга боткасы. В это день нарядные дети собирали с каждого дома крупу, молоко, масло, сахар, яйца и зазывали стихами и песнями всех на праздник. Народ собирался на самом возвышенном месте села, зажигался костер, и в большом казане (котле) заваривали кашу. После игрищ и веселья все приглашались к костру, и начиналась раздача каши. Первая порция отдавалась земле с пожеланием всем мира, спокойствия и богатого урожая. Вторая - воде (ручью), чтобы вода сохранила живность на земле. Третья - небу, чтобы было много солнечных дней и вовремя шли дожди, а четвертая - воронам с благодарностью за то, что они принесли весну.

После этого каша раздавалась всем присутствующим. Когда люди расходились, стаи птиц летели на кашу, оставленную им. Празднуется ежегодно в конце марта.

Сабантуй

Празднуется после завершения посевных работ. Массовый и любимый народный праздник включал в себя целый комплекс обрядовых действий. Накануне за день - поминание умерших, затем обряды «воронья каша, чёрная каша», сбор подарков, гостевание, состязания на силу, ловкость, скачки на лошадях на майдане.

Эбилэр Чуагы (Бабье лето)

В конце лета в хорошую погоду пожилые люди выходят на природу, собирают лекарственные травы, угощают своими национальными блюдами. Поют и пляшут.

Рамазан

Рамазан - девятый месяц мусульманского лунного календаря (хиджры). Месяц Рамазан является одним из самых почетных у мусульман и требует строгого соблюдения поста. Большой пост (30 дней) в рамазан является обязательным для каждого мусульманина, позволяя ему укрепиться в своей вере и самодисциплине. Разница между постом и всеми другими обрядами состоит в том, что они выполняются на виду у других людей, в то время как пост не видит никто. Пост олицетворяет собой победу человека над врагом Аллаха, ибо средством воздействия Сатаны на человека являются страсти и похоти, усиливаемые едой и питьем.

В 2008 году пост начинается с 3 сентября, а праздник Рамазан-байрам попадает на 2 и 3 октября. Именно в этот месяц пророку Мухаммеду ангел Джабраил передал первое божественное откровение. А произошло это знаменательное событие, когда Мухаммед уединился для молитвы в пещере Хира под Меккой. Полученные им в этот день откровения стали основой Корана - священной книги ислама.

Начинается пост обрядом встречи, когда ждут на небе появления молодой луны. Луну нередко высматривают в воде пруда, реки или колодца. Начало поста в разных странах (в том числе и у нас в прошлом) возвещается пушечным выстрелом, барабанным моем, трубными звуками, либо знаменем, поднятым на минарете.

В течение месяца рамадан (или иначе рамазан), называемый по-арабски саум (по-персидски - руза, роузе, по-тюркски - ураза) обязателен для всех взрослых, здоровых и ритуально чистых мусульман. Ритуальная чистота (тахара) в исламе имеет очень важное значение при совершении религиозных обрядов. Тахара не сводится только к поддержанию внешней чистоты и опрятности, но в религиозно-этическом, культовом смысле она означает освобождение от всего оскверняющего. Считается, что Аллах может простить грехи человека, если он проводит время в чтении молитв и совершает богоугодные поступки. Особенно важной считается ночь 27-го дня - «лейлат аль-кадр» - «ночь могущества» или «ночь Предопределения», когда Аллах решает судьбы людей.

От поста освобождаются беременные, кормящие и больные женщины, дети, престарелые и все те, кто не может соблюдать его по объективным причинам, например, те, кто занят на тяжёлых работах, участвует в военных действиях, путешествует и т.д. Те же, кто временно освобождён от поста или нарушил его случайно, должны поститься после окончания месяца рамазан столько, сколько потеряно дней.

Важная особенность мусульманского поста в том, что необходимо поститься в светлое время суток, ночью же есть, пить и подходить к жёнам разрешено. Но от зари и до заката, помимо принятия пищи и супружеской близости, запрещаются курение, вдыхание ароматных запахов, нельзя также закапывать капли, задерживать содержимое кишечника, пускать кровь или ставить банки. Однако если человек проглотит пищу не намеренно, это не считается нарушением поста.

Вечером же, после заката, постящийся должен принять фатур - лёгкую пищу, вторая еда - сахур - принимается перед возобновлением поста на заре. В нашей стране вечерний обряд разговения чаще называют ифтар. Обычно на ифтар приглашают родственников и близких, соседей и сослуживцев. Часто ифтар - это щепотка изюма, а в некоторых деревнях принято, если нет изюма, разговляться крупинками соли. Считается, что мусульманин, устроивший угощение, может рассчитывать на прощение грехов и место в раю. Во многих случаях среди приглашённых присутствует человек, умеющий читать молитвы и отрывки из Корана. Во время ифтара читается Коран, рассказывается о деяниях Аллаха и его пророка Муххамеда, о происхождении поста, райских наслаждениях и адских муках, но вперемежку ведутся беседы и чисто светского характера.

Во время уразы верующий стремится целиком посвятить себя размышлениям об Аллахе и его откровении. В память о ниспосланном в этом месяце Коране знающие арабский язык усиленно читают священную книгу. Мусульмане проводят значительное количество времени в молитвенных бдениях, слушают проповеди в мечетях, там же возносят хвалу Аллаху и молят его о прощении.

Пророк Мухаммед назвал священный месяц Рамазан «Шахруллах» (месяц Аллаха), «Зийафатуллах» (пир Аллаха).

Ураза-Байрам

Олы-кон - Большой, Великий день. Праздник завершения поста. Основные элементы - совместные трапезы и гостевания.

За 4 дня до праздника начинают тщательную уборку дома, надворных помещений, хлевов, чистят скот. После окончания уборки все члены семьи обязаны искупаться, надеть чистое белье и привести в порядок волосы, остричь ногти. Вечером хозяйки готовят традиционные блюда восточной кухни. Дети разносят их родственникам, происходит взаимный обмен угощениями. Этот обычай называется «чтобы в доме был запах пищи».

Перед праздником стараются приобрести продукты и подарки, украсить и обновить свои дома. Покупаются новые занавески, покрывала для мебели, праздничная одежда. Заранее собираются и деньги для милостыни, чтобы бедные правоверные, получив эти деньги, могли бы тоже подготовиться к торжеству. Также перед праздником обязательно нужно простить друг другу обиды, постараться навестить своих родственников и знакомых, испросив и у них прощение.

В первый день праздника совершаются общие молитвы в мечети. И тогда же имам объявляет верующим о «действительности» прохождения поста. Но перед тем каждому мусульманину предписано заплатить милостыню Садакат-уль-Фитр (Закят-уль-Фитр). Садакат-уль-Фитр - особая милостыня. Это заключительный этап для принятия совершенного поста Всевышним. Она обязательна для каждого мусульманина и мусульманки, достигших совершеннолетия или нет, обладающего имуществом, превышающим их основные нужды. Платит эту милостыню глава семьи за себя, супругу, детей и даже прислугу, если она есть. Разрешены и денежные выплаты нуждающимся. Милостыня передается бедным напрямую или через исламские благотворительные организации. Садакат-уль-Фитр можно понимать, как помощь бедным и нуждающимся, чтобы и они могли принять участие в торжествах по окончании месяца Рамадан, и как искупление грехов подающего, свершенных им во время благословенного месяца.

После уплаты милостыни и совместной молитвы следуют взаимные поздравления и пожелания счастливого торжества. В полдень начинается основная обильная трапеза. Праздничный стол в Ураза-Байрам в основном состоит из сладких блюд, фруктов, всевозможных варений. В этот день принято есть вкусно и много. Тогда, согласно поверью, домашний стол будет богат и в следующем году.

После полудня мусульмане посещают кладбища, чтобы помянуть умерших близких и посидеть у их могил. Затем мусульмане идут в гости к своим родственникам. При этом стараются собраться все вместе в одном доме, так как считается, что в Ид-уль-Фитр в этот дом приходят души умерших. В эти дни родственникам по возможности нужно держаться вместе, еще более сплотиться.

В дни разговенья устраиваются ярмарки, на которых народные певцы, танцоры, кукольники, жонглеры и др. показывают красочные представления. Идет оживленная торговля на базарах, для молодежи и детей устраиваются качели. Люди дарят друг другу подарки, обмениваются блюдами с ближайшими соседями. Часто гулянья происходят у воды. По традиции мусульмане собираются, чтобы зарезать возле воды откормленных к зиме гусей. В праздник каждому полагается чем-то помочь нуждающемуся, поэтому во время убоя домашних животных их хозяева нередко щедро раздают куски мяса. И все это время звучат песни, звучит музыка, люди смеются, поют и танцуют. И так до глубокой ночи.

Курбан-Байрам

Празднуется 9 декабря (дата для 2008 г.). Праздник жертвоприношения Ид уль-Адха, или Курбан-байрам, является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку, отмечается он в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4 дня. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и самому в священном месте принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане.

Мифология этого праздника восходит к известному библейскому сюжету о попытке принесения патриархом Авраамом (по-арабски - Ибрахимом) своего сына Исаака в жертву Богу. Однако на место библейского Исаака мусульманская традиция ставит Исмаила, считая его старшим сыном, а Исаак, по мусульманским представлениям, - второй сын Авраама. За эту преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком.

Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.

По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших, а также поклониться местным святым. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное. Иногда мусульмане приготовленных к закланию животных украшают всевозможными магическими амулетами, разукрашивают яркой краской, увешивают ожерельями и колокольчиками.

Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение (худойи, садака) устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней.

Близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.

2